ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ Теория и технология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ Теория и технология.
Advertisements

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемного обучения. Теоретические основы проблемного обучения Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Проблемное обучение, как одна из технологий ФГОС Заместитель директора по УМР, учитель математики и информатики МБОУ СОШ 16 Майкопского района Григорян.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Технология проблемного урока как средство реализации ФГОС.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Тип проблемной ситуации Тип противоречияПриемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами 1.Одновременно предъявить противоречивые.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ Теория и технология

Что такое обучение? обучение Деятельность учителя Учебная деятельность

ду уд п Образова тельные цели З У н

Образовательные цели и этапы учебного процесса

Формула обучения ду уд п Образова тельные цели Развива ющие цели Воспита тельные цели З У н Творческие способности интеллект Л И Ч Н О С Т ь

Этапы научной творческой деятельности название содержание результат Постановка проблемы - Возникновение П С - Осознание противоречия - Формулирование проблемы Проблема Поиск решения - Выдвижение гипотез - Проверка гипотез Решение Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада) Реализация продукта Публичное представление Публикация, выступление -Противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью -Признак – эмоциональная реакция: удивление, затруднение. Вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения.

З у Н понимание Воспроизведение введение Воспроизведение методы ЗАДАНИЯЗАДАНИЯ

Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивируйй ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщен ие знания

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации с удивлением между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью с затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Приемы создания проблемных ситуаций

ПС и побуждающий диалог Проблемная ситуация Осознание противоречия Формулирование проблемы ФАКТЫ ТЕОРИИ МНЕНИЯ ЧТО УДИВИЛО? ЧТО ЗАМЕТИЛИ? ГДЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ?Какой возникает ВОПРОС? Какая будет ТЕМА? ВОПРОС или ЗАДАНИЕ НА РАЗБРОС МНЕНИЙ ВОПРОС / ЗАДАНИЕ ОДНО? А ОТВЕТИЛИ/ ВЫПОЛНИЛИ КАК? ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ? ЗАДАНИЕ НА ЗАТРУДНЕНИЕ СМОГЛИ ВЫПОЛНИТЬ? В ЧЕМ ЗАТРУДНЕНИЕ? ЧЕМ НЕ ПОХОЖЕ?

4 Где именно на Земле появился древний человек? 4 А сейчас где живут люди? 4 Ученые утверждают, что в Африке 4 В Америке, Евразии… 4 Везде, на всех континентах Приём 1

4 Где именно на Земле появился древний человек? 4 А сейчас где живут люди? 4 Ученые утверждают, что в Африке 4 В Америке, Евразии… 4 Везде, на всех континентах Какие же факты налицо? (побуждение к осознанию противоречия). На Земле человечество появилось в одном месте, а сейчас живет повсюду. Значит, какой процесс произошел? Какая будет сегодня тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Расселение человека на Земле (тема урока) Приём 1

4 Лена и мама на зимние каникулы собираются в Санкт- Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. 4 Посмотрим, как группы выполнили задание. 4 Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая знакомит со списком собранных вещей. 4 Разные мнения вызывают реакцию удивления. Приём 2.

Лена и мама на зимние каникулы собираются в Санкт- Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. Посмотрим, как группы выполнили задание. Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая знакомит со списком собранных вещей. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы). Какая сейчас погода в Австралии?

4 Как вы думаете, много ли растений в пустыне? (вопрос на ошибку). 4 Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно- популярной статьи (зачитывается фрагмент о пышном цветении растительного мира пустыни в апреле). (предъявление научного факта) 4 - Мало, почти нет (ошибка, обнажающая житейское представление о том, в пустыне нет растений) 4 Испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации). Приём 3.

4 Как мы привыкли представлять себе пустыню? 4 А как на самом деле? Что узнали из текста? 4 Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? 4 Пусто, нет растений или очень мало. 4 Растительность в пустыне есть и её много. (осознание противоречия). 4 Как растения приспосабливаются к жизни в пустыне? (учебная проблема как тема урока). Приём 3.

4 Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? 4 Давайте обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. 4 Где расположена каждая из этих пустынь? 4 В местах, где очень жарко, где недостаточно влаги, в глубине материка. 4 Записывают: Сахара, Намиб и др. 4 Сахара в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана Приём 3.

4 Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? 4 Давайте обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. 4 Где расположена каждая из этих пустынь? 4 В местах, где очень жарко, где недостаточно влаги, в глубине материка. 4 Записывают: Сахара, Намиб и др. 4 Сахара в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана Вы как думали сначала? А как на самом деле? (побуждение к осознанию противоречия ) Так какая тема сегодняшнего урока ?(побуждение к проблеме) Образование пустынь.(учебная проблема как тема урока). Приём 3.

4 Перед вами фрагмент контурной карты России. Какая территория изображена на нем? 4 Какие особенности природы вы можете охарактеризовать? 4 Дайте им краткую характеристику. 4 Что можете сказать о почвах? 4 Северо-запад России. 4 Географическое положение; рельеф; климат; внутренние воды 4 Отвечают 4 Затруднение (возникновение проблемной ситуации) Приём 5.

4 Перед вами фрагмент контурной карты России. Какая территория изображена на нем? 4 Какие особенности природы вы можете охарактеризовать? 4 Дайте им краткую характеристику. 4 Что можете сказать о почвах? 4 Северо-запад России. 4 Географическое положение; рельеф; климат; внутренние воды 4 Отвечают 4 Затруднение (возникновение проблемной ситуации) В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия) Какую тему мы рассмотрим сегодня на уроке? Почвы. (учебная проблема как тема урока). Приём 5.

Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановки проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводя щий к теме диалог Сообщени е темы с мотивируйй ющим приемом Сообщени е темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводя щий от проблем ы диалог Подводящ ий без проблемы диалог Сообщени е знания

4 Учитель: Давным-давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время и не терялись в лесу? Они умели пользоваться природными часами, календарём и компасом. (тема урока).

Виды диалогов 4 Побуждающий диалог 4 Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы 4 + Развивает творческое мышление 4 + Максимально близок к жизненным ситуациям 4 - Ученики могут увести в сторону от темы 4 - Невозможно рассчитать время на уроке 4 Подводящий диалог 4 Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем 4 + Развивает логическое мышление 4 + Просчитывается по времени 4 + Ведет к нужному результату коротким путем 4 - В меньшей степени развивает творчество и инициативу

Продуктивные задания на воспроизведение знаний 4 Формулировка темы, вопросов 4 Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова 4 Метафора, загадка, стихотворение