Влияние семьи на ребенка: 1. Семья выступает как основа чувства безопасности. 2. Важным для ребенка становятся модели родительского поведения. 3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. 4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения ребенка. 5. Общение выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают его таким, каков он есть, - здоровый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, затаскивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей. Авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье. Отсутствие нормального психологического климата в семье. Фанатизм в любых его проявлениях. Безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.
Принцип научности. Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. Принцип согласованности в воспитании.
В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к силам и возможностям ребенка доверие к его личности. Родителям не следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять» его на следующие достижения. Требования достигают цели при условии, что они выполнены ребенком, доведены до конца. И, напротив, дезорганизующее влияние на ребенка оказывают многочисленные требования, которые не согласованы взрослыми членами семьи и не обязательны для выполнения. Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к нему с требованием. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувствовал участие, заботу, интерес взрослого к своей личности.
Диктат - тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. «Плоды» такого воспитания – страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные отклонения в здоровье ребенка. Опека - освобождение ребенка от трудностей и «лишних» требований. Результаты во многом совпадают с диктатом. Мирное существование на основе невмешательства - в семьях где родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда минимум требований, правил, норм поведения. Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия. Сотрудничество – тип семейных отношений, характеризующийся балансом любви, уважения и требовательности к ребенку. Ребенку внушают веру в собственные силы, возможности; положительно стимулируют его компетентность.
Кумир семьи – ребенок, который ставит свою персону в центр мироздания. «Ужасный ребенок» - ребенок с какими – либо трудностями в развития, которые раздражают взрослых, и они этого не скрывают. «Золушка» - ребенок, которого постоянно притесняют. Они постоянно чувствуют себя ненужными, плохими, обузой в доме. Изо всех сил они стараются угодить родителям, предупредить их желания. Но родители вспоминают о ребенке, когда его надо чем – то нагрузить, что – то поручить. Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон.
Вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях); Развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании, - маленьким, пожилым; Использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.