Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя МОУ СОШ 31 на заседании педагогического совета
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия
Формирование компетентностей в условиях профильного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий В условиях развития информационного общества дистанционное обучение является одним из ключевых элементов, позволяющих максимально индивидуализировать учебный процесс. В условиях развития информационного общества дистанционное обучение является одним из ключевых элементов, позволяющих максимально индивидуализировать учебный процесс. Дистанционные образовательные технологии способствуют формированию навыков творческого критического мышления. Дистанционные образовательные технологии способствуют формированию навыков творческого критического мышления. Учащийся учится работать с информацией, приобретает навык эффективного поиска и отбора информации, её структурирования, анализа и оценки. Учащийся учится работать с информацией, приобретает навык эффективного поиска и отбора информации, её структурирования, анализа и оценки. Модернизируются формы педагогического контроля. Интерактивный (он-лайн) режим учебной деятельности постоянно стимулирует учащегося к самооцениванию, самокоррекции своей учебной деятельности Модернизируются формы педагогического контроля. Интерактивный (он-лайн) режим учебной деятельности постоянно стимулирует учащегося к самооцениванию, самокоррекции своей учебной деятельности Появляются новые возможности для реализации проблемно – поисковой и проектной деятельности учащегося. Появляются новые возможности для реализации проблемно – поисковой и проектной деятельности учащегося.
Цифровые образовательные ресурсы
Навыки и компетенции, определяющие дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности: Принимать решение, делать осознанный выбор и нести за него ответственность; Умение самостоятельно планировать деятельность; Умение эффективно организовать деятельность, ориентируя её на конечный результат; Умение работать в информационном пространстве; Навык презентации результатов деятельности с использованием ИКТ; Навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности; навык самообразования.
Дистанционные образовательные технологии – ресурс повышения эффективности образовательного процесса при профильном обучении Методологические принципы организации учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий: Методологические принципы организации учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий: Принцип интерактивности Принцип интерактивности Принцип адаптивности Принцип адаптивности Принцип гибкости Принцип гибкости Принцип модульности Принцип модульности Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся
Дидактические свойства и функции компьютерных телекоммуникаций: Максимальная индивидуализация учебного процесса; Максимальная индивидуализация учебного процесса; Ориентация на самообразование Ориентация на самообразование Гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Возможность интенсификации процесса обучения Возможность интенсификации процесса обучения Разноуровневость содержания образовательного ресурса Разноуровневость содержания образовательного ресурса Обширные возможности функционального ресурса Обширные возможности функционального ресурса Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса Дифференцированный подход к учащимся Дифференцированный подход к учащимся
Модели использования дистанционных образовательных технологий: В классно-урочной системе В классно-урочной системе Для профильных классов Для профильных классов Для элективных курсов Для элективных курсов Для проектной и исследовательской деятельности Для проектной и исследовательской деятельности Для получения дополнительного образования Для получения дополнительного образования Для подготовки к ЕГЭ Для подготовки к ЕГЭ Для подготовки к поступлению в ВУЗ Для подготовки к поступлению в ВУЗ
Дидактические модели проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий Обучающие модели: Обучающие модели: Модель разноуровневого – комплексного урока Модель «Урок-закрепление» Модель разноуровневого – комплексного урока Модель «Урок-закрепление» Модель «Урок-обобщение» Модель «Урок-обобщение» Модель урока, направленного на ликвидацию пробелов в знаниях Модель урока, направленного на ликвидацию пробелов в знаниях Модель профильного урока с углубленным изучением материала Модель профильного урока с углубленным изучением материала
Контролирующие модели: Модель урока подготовки к итоговой аттестации Модель урока подготовки к итоговой аттестации Модель «Разноуровневые домашние задания» Модель «Разноуровневые домашние задания» Модель «Тематические контрольные работы» Модель «Тематические контрольные работы» Модель урока самопроверки Модель урока самопроверки
Многофункциональные модели: Модель «Лабораторный практикум удаленного доступа» Модель «Лабораторный практикум удаленного доступа» Модель «Интернет- конференция» Модель «Интернет- конференция» Модель «Дискуссия on-line» Модель «Дискуссия on-line» Модель «Диалог on-line» Модель «Диалог on-line» Проблемно-поисковая модель Проблемно-поисковая модель
Учитель должен ставить задачу достижения высокого уровня освоения материала и развития следующих общеучебных навыков: Умение ставить учебную цель Умение ставить учебную цель Сформулировать информационный запрос Сформулировать информационный запрос Найти адекватные источники информации Найти адекватные источники информации Грамотно извлекать информацию Грамотно извлекать информацию Владение приёмами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения Владение приёмами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения Использование приобретенной информации и знаний, выработанных на её основе в собственной письменной речи Использование приобретенной информации и знаний, выработанных на её основе в собственной письменной речи Развитие визуальной и словесно логической памяти Развитие визуальной и словесно логической памяти
Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий обеспечивает: Повышение эффективности учебной деятельности учащихся: Повышение эффективности учебной деятельности учащихся: Существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников Существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников Создание условий для реализации новых видов учебной деятельности учащихся Создание условий для реализации новых видов учебной деятельности учащихся Возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных планов учащихся Возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных планов учащихся
Организационные преимущества Экономия времени и средств Экономия времени и средств Повышение эффективности организации учащихся Повышение эффективности организации учащихся Эффективное использование помещений из-за возможности организации занятий по разным предметам в одном помещении Эффективное использование помещений из-за возможности организации занятий по разным предметам в одном помещении
Новые задачи, стоящие перед педагогами в связи с организацией учебного процесса с использованием дистанционных технологий: Методические задачи: Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства способов и приёмов поика и использования в учебном процесе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства способов и приёмов поика и использования в учебном процесе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; Освоение практики составления и использования дидактических моделей, основанных на ЦОР; Освоение практики составления и использования дидактических моделей, основанных на ЦОР; Внедрение новых форм деятельности, направленных на освоение ИКТ- компетенции. Внедрение новых форм деятельности, направленных на освоение ИКТ- компетенции.
Заключение: Заключение: Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий обеспечивает: Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий обеспечивает: Повышение эффективности учебной деятельности учащихся; Повышение эффективности учебной деятельности учащихся; Существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников; Существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников; Создание условий для реализации новых видов учебной деятельности; Создание условий для реализации новых видов учебной деятельности; Возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных учебных планов учащихся; Возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных учебных планов учащихся; Повышение эффективности управления работой школ; Повышение эффективности управления работой школ; Экономии времени и средств из-за возможности организовать обучение детей по месту основной учебы. Экономии времени и средств из-за возможности организовать обучение детей по месту основной учебы.