Подготовила: Денисова М.С., педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ 56»
Под термином психоэмоциональное напряжение понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т. п.
Признаки психоэмоционального напряжения Трудность засыпания и беспокойный сон Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность Рассеянность, невнимательность Беспокойство, непоседливость Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним Проявление упрямства
Признаки психоэмоционального напряжения Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по комнате, не находя себе занятия) Игра с половыми органами Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук Повышенная тревожность Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находиться в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Переживания детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др.
Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей через работу психолога с семьей. Задачи: 1. способствовать оптимизации детско-родительских отношений; 2. снизить психоэмоциональное напряжение ребенка; 3. развивать коммуникативные навыки детей; 4. формировать умение слушать себя и друг друга; 5. обучать родителей и детей приемам само расслабления, помочь детям снять психомышечное напряжение; 6. создать доверительную атмосферу между ребенком и родителем.
* Упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения: «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Ты – лев!», «Просыпайся, третий глаз!», «Сбрось усталость», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик» и т.д. * Дыхательные упражнения: «Задувание свечи», «Надуваем и втягиваем щечки», «Хоботок», «Конфета», «Лягушки», «Полное дыхание», «Дыхание животом» и т.д.
* Этюды: «Что слышно?», «Что там происходит?», «Робкий ребенок», «Любопытный», «Скучно, скучно так сидеть», «Удивление» и т.д. * Игры Общение: «Через стекло», «Жучок», «Проигрывание ситуаций», «Дотронься до…», «Поварята», «Медвежата», «Подними, покачай», «Встреча» и т.д.