3 класс УМК,,Школа России» авторы В.П.Канакина,В.Г. Горейкий МАОУ,,СОШ 25» Тихомирова Марина Александровна
Тема: «Общее понятие о суффиксе, как части слова.» Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: создать ситуацию на уроке, в которой дети увидят что существуют другие части слова. Планируемые результаты : Предметные : формировать представление о суффиксе,как значимой части слова.
Умение находить суффиксы в словах. Метапредметные : Ознакомить со значением некоторых суффиксов Развитие умения сравнивать и обобщать Основные понятия :суффиксы. Оборудование :презентация,ПК. Раздаточный материал :слова на карточках
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД 1. Мотивация к учебной деятельности. Всё на свете из чего – нибудь состоит.Облака из множества водяных капелек, лес из деревьев.А из чего состоит наша с вами речь (Из предложений ).А предложения из чего состоят ?(Из слов )Из какого строительного материала сложены слова?( Из морфем ).
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД Какая самая главная морфема в слове ? С какими морфемами мы познакомились на уроках? А как вы думаете могут ли быть в словах другие морфемы ?Хотите узнать это ?А помогать в работе сегодня будут слова.
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Слова рассыпались.Прочитаем эти слова: лёгкие, морозы,,утренние,заморозки, весной или осенью. Можем ли мы назвать эту группу слов предложением ?Почему ?Составьте предложение, запишите его.Заморозки - это лёгкие утренние морозы весной или осенью.Выпишите из предложения однокоренные слова. Познавательные :формируем умение выбирать объекты
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД Докажите,что эти слова однокоренные.Выделите в этих словах известные вам морфемы.Припишите к ним слово морозей.Заморозки, морозы, морозей. Какую морфему выделяем в первую очередь ?Как её правильно выделить? А Следующую морфему какую выделяем? Как её выделить ?Дальше что ?
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД И последнюю часть ? (приставку )Как её правильно выделить ?Посмотрите в каких из этих слов есть части слова, которые вы никак не выделили ?Назовите эти части слова: ей,к.
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД 3. Выявление места и причины затруднения. Можем ли мы эти части слова отнести к известным морфемам? Почему?(Стоит после корня перед окончанием).Что мы узнали о новой части слова ? Такая часть слова называется суффиксом.Используя опорную запись сформулируйте цели урока. 1)Узнать признаки….2)Учиться находить…… Регулятивные – формируем умение определять цель деятельности на уроке.
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД 4. Построение проекта выхода из затруднения. Давайте разберёмся, зачем эти части нужны в словах. Я предлагаю вам сравнить 3 однокоренных слова по смыслу. От какого слова образовались слова морозей, заморозки? Объясните смысл каждого слова. Откроем словарь Ожегова и посмотрим, как даётся там значение каждого слова: Заморозки- лёгкий утренний мороз осенью или весной, вечером или ночью. Морозы – низкая температура воздуха. Коммуникативные: формируем умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД 5. Реализация построенного проекта Морозей – уменьшительно- ласкательное значение слова мороз. От каких частей слова зависит смысловая разница в этих словах? А сейчас обобщите всё то, что вы узнали об этой части слова. ( стоит после корня, служит для образования новых слов. Откроем учебник на стр. 89 и сравним наше понятие о суффиксе с понятием в учебнике. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Ход урока Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД Любая часть слова должна графически как-то обозначаться. Дополним слово новым графическим изображением.