«Взаимодействие логопеда и семьи по вопросам устранения задержки речевого развития» Учитель-логопед МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» Хасанова Г.Ю.
ТЕЗИСЫ Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей Особенности речи неговорящих детей; Направления и последовательность работы по развитию всех компонентов речи детей, страдающих алалией; Формы совместной работы педагогов и родителей по преодолению задержки речевого развития детей
В речи детей - алаликов выделяют ряд ошибок: многочисленные пропуски звуков грубое нарушение слоговой структуры; смешение элементов двух и более слов; перестановки слогов в словах; наличие выраженных аграмматизмов; грубые (весьма обильные и многообразные) нарушения звукопроизношения.
Психологические особенности «неговорящих» детей (с моторной алалией): речевой негативизм, застенчивость, робость; эмоционально-волевая незрелость; невротическая и неврозоподобная симптоматика; неполноценность усвоения и воспроизведения вербальных знаний, не подкреплённых непосредственным опытом; выраженный дефицит кратковременной слухоречевой памяти.
Предвестники отклонений в речевом развитии: Ребёнок хорошо откусывает пищу, но быстро устаёт при жевании; Отказывается от твёрдой пищи; Испытывает трудности при пережёвывании пищи; Неопрятен.
В работе с такими детьми нужно: проявлять внимание к ребёнку, создавать условия для хорошего самочувствия и активности осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребёнком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй речи, связную речь); развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы); развивать зрительно- пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную, мелкую моторику); осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.
Прежде всего, надо постоянно вызывать ребёнка на речь, поощрять малейшую попытку к речи; постоянно говорить с ним, систематически рассматривать картинки; окружающие предметы, животных. птиц, сопровождая его звукоподражанием (у-у-у – машина, га-га-га – крик гусей), настойчиво предлагая повторять, (стихи с звукоподражанием или картинки); постоянно читать ребёнку детские книжки с доступным содержанием и большим количеством иллюстраций, останавливаясь на каждом рисунке и подробно выясняя все детали изображённых предметов.
Наращивая словарный запас, начинаем развивать артикуляционную моторику, отрабатывая гласные – А, О, У, Ы, И
ОТБОР МАТЕРИАЛА ПРИ РАБОТЕ НАД РЕЧЕВЫМ АППАРАТОМ СО ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ: А-А-А, УА-УА-УА, У-У-У, АМ-АМ-АМ.
А ТАКЖЕ РАБОТА НАД: глаголами: глаголами: «Вот, на! Дай!» «Вот, на! Дай!» с предложениями без грамматических изменений: с предложениями без грамматических изменений: «Вот кот. Там дом. Баба, иди. Деда, дай!» «Вот кот. Там дом. Баба, иди. Деда, дай!» распространением предложений: распространением предложений: - Оля, дай куклу. - Оля, дай куклу. над именами собственными уменьшительными: над именами собственными уменьшительными: Ната, Тома Ната, Тома
Формирование: родовых окончаний. родовых окончаний. Игра «закончи имя»: Ко-, То-, Ма-. Игра «закончи имя»: Ко-, То-, Ма-. местоимений: местоимений: Она, моя, чья Она, моя, чья Он, мой, чей Он, мой, чей личных местоимений: личных местоимений: «Я- мы……...читаю ……читаем» «Я- мы……...читаю ……читаем» «Ты – вы……читаешь……читаете» «Ты – вы……читаешь……читаете»
Усвоение слов, обозначающих действие и состояние предмета: сидит, стоит, лежит
Работа с приставочными глаголами и предлогами :
Усвоение слов, обозначающих качества предметов: цвет, форма, величина
Усвоение временных понятий
Усвоение пространственных представлений
УСВОЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ : тело и его части, один - много, количество предметов
Развитие речевой памяти
Развитие мелкой моторики
Нетрадиционные формы работы: рукописные альбомы, фотоальбомы, газеты «Семейные маршруты выходного дня», «Генеалогическое дерево семьи», фотовыставки « Моя семья», создание книжек, диафильмов, выставки совместного творчества родителей и детей
Спасибо за внимание