Подготовка к ОГЭ по обществознанию 2015 Голикова С.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Advertisements

Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся. ( Из.
Алгоритм выполнения заданий части 2 ОГЭ по обществознанию (2016 г.) РМО учителей истории и обществознания г. Учитель истории и обществознания.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
ЕГЭ 2015 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Работа с документами при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Работа с документами при подготовке к ЕГЭ по обществознанию Учитель высшей категории Клименко О.О.,Совхозная СОШ.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 5» Нэлли Фёдоровна Сабаева ЯНАО, г. Губкинский.
Система подготовки обучающихся 9 класса к третей части экзаменационной работы по обществознанию в рамках Государственной итоговой аттестации Подготовила.
Часть С7 Задания-задачи. С7 – это задания-задачи. Задание С7 имеют четкую структуру: - условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные,
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Транксрипт:

Подготовка к ОГЭ по обществознанию 2015 Голикова С.Н.

2 Тематическая структура содержания работы по обществознанию: Человек и общество Сфера духовной культуры Экономика Сфера политики и социального управления Право 2

3 Структура экзаменационной работы по обществознанию Часть 1– задания с выбором одного ответа из четырех предложенных, задания с кратким ответом задания базового и повышенного уровня сложности-25 заданий, Часть 2 – задания с развернутым ответом задания базового, повышенного и высокого уровня сложности -6 заданий,

4 Время выполнения работы: 180 минут

5 Распределение заданий КИМ ГИА по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности В части 1 работы представлены задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы. Ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.

6 Распределение заданий КИМ ГИА по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

7 Задания с развернутым ответом(часть 2) Каждое из шести заданий проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий этой части: Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором даны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов следует привести (один, два, три и т.д.).Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Существует четкая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

8 Составное задание на основе фрагмента текста (часть 2) Данный тип заданий представляет собой фрагмент адаптированного источника – носителя социальной информации и 6 вопросов к нему. Общий объем авторского текста, как правило, не превышает слов. В совокупности с 6 вопросами фрагмент источника представляет собой своего рода мини-тест. Каждый из вопросов направлен на проверку определенной группы умений.

9 Умения, проверяемые составным заданием понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру; осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 26. Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. 10

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 27. Задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Задание непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержания. 11

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 27. Может содержать следующие требования: найти в текст любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики и т.п.); найти в тексте ответы на 2-3 вопроса; найти в тексте доказательства (аргументы и т.п.), которые автор приводит в подтверждение какой- то идеи; заполнить пробелы в таблице. 12

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 28. Задание направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов, положений текста без привлечения контекстных знаний. Данный тип заданий опирается на содержание текста, требуя интерпретации отдельных его положений. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные. 13

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 28. Модели задания, условия и вытекающие из них требования: используя текст, 14 определить, что является фактом, его причиной и следствием; установить последствия описанного социального явления; объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т.п.); оценить роль тех или иных факторов и т.п.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 29. Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Модели задания: Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого- либо явления… Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения... (дайте три объяснения)… 15

Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами...(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)… С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения… Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните каждый пример… 16 Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 29.

Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации… Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте характеристики)… На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации 17

Требования к выполнению заданий 29 точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. 18

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 30. Задание-задача имеет самостоятельное развёрнутое условие; проверяет умение применять источник социальной информации для решения конкретной проблемы; предполагает перенос информации из текста в совершенно иной контекст и её использование для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических ситуаций. 19

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 30. В вариантах используются разные модели, условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п. 1. Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС. Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то, что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха? Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? (Условие задания - проблемная ситуация). 2. В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста, который может обосновать вашу оценку. (Условие задания - социальный факт). 20

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31. Задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию, формулирование оценочных суждений относительно позиций, предъявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему). Данный тип заданий предполагает привлечение знаний обществоведческого курса, элементов личного социального опыта. 21

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31. Модели задания: задание на синтез знаний, полученных при изучении курса и положений, содержащихся в источнике, для формулирования комплекса обобщающих суждений. В этом случае оцениваемыми элементами является требуемое количество компонентов (принципов, аргументов и т.п.). задание, требующее выражения и аргументации собственного мнения, формулирования оценочных суждений. Оцениваемые элементы ответа - четкое выражение собственной позиции и требуемое количество (как правило, 2) аргументов, оценочных суждений. 22

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31. Следует также обращать внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт); требуемый поэлементный состав ответа. 23

24 Максимально возможные баллы по обществознанию при выполнении части 2: 26– 2 балла 27 – 2 балла 28 – 2 балла 29 – 3 балла 30 – 2 балла 31 – 2 балла ИТОГО: 13 баллов

Последовательность действий выпускника при выполнении заданий части 2 (практикум по выполнению заданий по составному фрагменту текста) 25

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Как анализировать текст 1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. 2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте. 3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). 4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею. 5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания. 6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос. 7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. 8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание. 9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы. 26

План- четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. Для выполнения этого задания: внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. План может быть простым, т.е. включающим название значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значимых частей текста и их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика. 27

28

План может быть составлен в назывной, в вопросной или в тезисной форме. Назывной план состоит из тезисов номинативного строя. Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту- каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзацев. 29

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Как составлять простой план 1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки. 30

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Как составлять сложный план 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. 31

Вариант ответа 26 Назывной план: 1) социальная сущность человека; 2) внутреннее органическое единство людей; 3) уровни восприятия общества. Вопросный план : 1) Что определяет социальную сущность человека? 2) В какой форме проявляется внутреннее органическое единство людей? 3) Какие уровни восприятия общества выделены в тексте? Тезисный план : 1) Социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях; 2) внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой личности; 3) за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. 32

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. 2 Количество выделенных фрагментов может быть различным. Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. 1 Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный. 0 Максимальный балл 2 33

27 Задание 27 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. В тексте можно найти большее, чем требуется в задании, количество единиц информации по конкретной проблеме. Сначала определяем, что и в каком количестве необходимо назвать. В задании проверяется и оценивается уровень сформированности умения извлекать информацию из текста. Приведение одной позиции вместо требуемых трех- четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением и соответственно оценивается (0 баллов). 34

28 В ответе требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны. Задания 27 и 28 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные или логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным и достаточным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов. Задание 28 на нахождение информации, заданной в явном и неявном виде. Оно имеет сложную структуру. 35

29 Это задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. 36

Памятки для учащихся Учесть требования к выполнению задания 29: Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер. (Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.) В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего. 37

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Памятка по решению обществоведческих задач ( в задании 30) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания) Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием: - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии; - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения). Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение. Убедитесь в правильности вашего ответа: - соответствует ли ваш ответ существу вопроса; - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; - нет ли противоречий между вашими аргументами; - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным; - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами. 38

31 Шестое задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т.п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. 39