Построение программ модулей ООП (магистратуры, бакалавриата) от результатов Подготовлено в рамках проекта модернизации педагогического образования Анатолий Каспржак (при участии: Кирилла Митрофанова, Сергея Калашникова) Институт образования Высшая школа экономики, Москва,
Что должно быть в итоге реализации проекта модернизации педагогического образования или – что ожидают идеологи реформы от коллектива исполнителей? Повышение качества подготовки педагогов. Создание условий для оптимизации и развития системы (в том числе сети) педагогического образования. Приведение содержания и форм подготовки в соответствие со стандартом профессиональной деятельности педагога. Преодолеть явление двойного негативного отбора за счет отказа от единообразия системы и предоставления претендентам возможности различных вариантов получения педагогического образования; Повышение качества подготовки педагогов за счет: Усиления практической направленности образовательных программ (практики, стажировки); Организация сетевого взаимодействия организаций; Разработка моделей выхода из педагогических программ немотивированных к педагогической деятельности студентов; Разработки процедур оценки готовности выпускников к работе. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Прикладная магистратура Исследовательская магистратура Прикладной бакалавриат Академический бакалавриат Сетевое взаимодействие Отказа от единообразия системы и предоставления претендентам возможности различных вариантов получения педагогического образования. Плюс: возможность «выхода». Высшая школа экономики, Москва, 2014 Сетевое взаимодействие
«Модулем называют кластер или связку учебных мероприятий, который посвящен определенной теме или содержанию. Модуль, следовательно, это содержательно и по времени завершенная учебная единица (учебная целостность, блок), которая может быть составлена из различных учебных мероприятий. Она может быть описана качественно (содержательно) и количественно (количество зачетных единиц) и должна поддаваться оцениванию (экзамен). Тем самым модуль представляет собой единицу (завершенная в себе целостность) или строительный элемент, [блок]) - которая является [в свою очередь] составной частью более крупного целого, внутри которого каждый модуль имеет свою определенную функцию […]». Основа (основное условие) повышение качества подготовки педагогов (достижение целей проекта) – создание общедоступной открытой «библиотеки» модулей ООП подготовки педагогов Высшая школа экономики, Москва, 2014
Модуль – логически выстроенная, содержательно и методически целостная часть образовательного процесса в рамках определенной совокупности ожидаемых результатов. Признаки модуля: Логическая структурированность Целостность Завершенность Обособленность\ заменяемость Что такое модуль Высшая школа экономики, Москва, 2014
Таким образом, переход к модульной структуре учебного процесса означает обобщение учебного процесса, учебных мероприятий в тематические целостные разделы или блоки, то есть означает перестройку организации (структуры) обучения. При этом, качество подготовки педагогов обеспечивается за счет того, что будет создана общедоступная «библиотека» модулей ООП подготовки педагогов, в каждом из которых: Точно формулируются проверяемые образовательные результаты, ориентированные на стандарт педагога; Описаны формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов; Разработаны инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов. Основа (основное условие) повышение качества подготовки педагогов (достижение целей проекта) – создание общедоступной открытой «библиотеки» модулей ООП подготовки педагогов Высшая школа экономики, Москва, 2014
Зачем мы это делаем? На кого ориентируем свою работу (адресная группа)? Зачем студент приходит к нам? Что ему нужно от образования? Что он хочет получить на выходе (что в итоге, кем сможет работать)? Что ему понадобится там, за стенами наших аудиторий (квалификационные х-ки, эффекты образования)? С чего начать? Автор, работающий над программой модуля, исходя из приоритета образовательных результатов, должен сам себе ответить на вопросы : Высшая школа экономики, Москва, 2014
Механизм – организация учебного процесса: Вся логика построения образовательной деятельности, планирование и разработка всех программ «с конца»: 1. Каковы образовательные результаты (ОР), которые должны показать выпускники программы 2. Какой должна быть система оценивания результатов, методы оценки каждого из курсов и достижения ОР всей программы в целом: формы и методы итоговых работ, критерии оценивания, включение второго и третьего экзаменатора 3. Какой должна быть структура программы, чтобы позволить студентам достичь намеченных образовательных результатов (какие курсы должны быть включены, в какой последовательности, как они будут дополнять друг друга и т.п.) 4. Какими должны быть методики и технологии обучения и учебы (learning), чтобы быть адекватными намеченным образовательным результатам 5. Какой должна быть команда преподавателей, которая будет способна привести слушателей к заданным ОР 6. Какой литературой это должно быть оснащено, чтобы студенты вышли на ОР 7. Какими должны быть механизмы и процедуры обеспечения качества программы (а также инфраструктура, система управления….) Высшая школа экономики, Москва, 2014
Образовательн ые результаты программы Образовательн ые результаты модуля Образовательн ые результаты дисциплины Выстраивание программы по определенной схеме Высшая школа экономики, Москва, 2014 Образовательные результаты учебного занятия