Язычество на Руси Учитель истории МОУ « Едогонская средняя общеобразовательная школа » Бунина Валентина Петровна
Погребальные обряды славян
Сварог
СЕМАРГЛ ( Сим - Рьгл, Переплут ) бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами ; божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона. Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооруженного добра.
Перун и Велес
Берегиня
Белбог хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и Чернобог божества дневного света и тьмы, добра и зла.
Дажбог, Дашуба ) Солнце, сын Сварога : « и после ( после Сварога ) царствовал сынъ его именем Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце - царь, сын Свароговъ, еже есть Дажъбогь, бе бо муж силен » ( Ипатьевская летопись ).
У западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов - нечто вроде античного Гермеса ( Меркурия ). Спускаясь с небес, он надевал крылатые чёботы, напоминающие сапоги - скороходы русских сказок.
Добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету преград нет : болото, река, лес, горы Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
Лесное божество, благодаря которому всё в природе цветёт и зеленеет
ЛЕЛЯ ( Лелия, Лелио, Лель, Ляля ) божество весны и молодости из свиты Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви.
МОКОШЬ ( Макоша, Макеша ) одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей : « ма » мать и « кошь » кошелка, корзина, кошара. Мокошь мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении рог изобилия.
МОРЕНА ( Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара ) богиня смерти, зимы и ночи. Она олицетворялась в образе устрашающем : неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти ; Смерть черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.
МОРСКОЙ ЦАРЬ ( Водяной, Поддонный, Чудо - Юдо ) владыка всех вод на земле ; здесь идея всесветного воздушного океана сливается с великими водами, омывающими земную поверхность ; Перун дождящий переходит в властителя морей, рек, источников : падая долу, заставляя прибывать воды источников и производя новые ручьи, дождь стал рассматриваться как тот первоначальный элемент, из которого создались все земные водохранилища.
ЧУР ( Цур ) древний бог очага, оберегающий границы земельных владений - межей. Его просили о сохранении межей на полях. Слово « чур » и ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий, игр и т. д. (« Чур меня !»). Чур освящает право собственности (« Чур моё !»). Он же определяет количество и качество необходимой работы. (« Через чур !»)
ЯРИЛО ( Яр, Яровит, Руевит ) бог весенних гроз, олицетворяет собою оплодотворяющую силу весеннего Перуна. Он совмещает в себе понятия : весеннего света и теплоты ; юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы ; любовной страсти, похотливости и плодородия понятия, неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений.
ПОСВИСТ ( Похвист, Позвизд ) свирепый бог непогод и бурь : « Там Посвист ; бурями, как ризой, вкруг увитый...». Имеет вид свирепый, волосы и бороду всклокоченную, епанчу долгую и с крыльями нараспашку.
Кикимора Банник Леший