День был прекрасный, но к вечеру погода изменилась. 1. Синтаксическая минутка Выделите грамматические основы, постройте схему предложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель : Научимся синтаксическому разбору сложных предложений. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Простое и сложное предложение. Презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Восемнадцатое февраля Классная работа Обобщение и повторение по синтаксису и пунктуации Цели урока: Образовательные закрепить умения выделять и характеризовать.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока русского языка в 4 классе (С.В. Иванов «Русский язык») Учитель начальных классов МБОУ лицея 1 п. Добринка Нижегородова Н.Н.
Простое и сложное предложение. Урок русского языка в 8 классе.
Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды» Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды»
Сложные предложения с различными видами связи. КГ Паустовский «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение.
Синтаксический разбор сложного предложения. Сделать синтаксический разбор Мышь услыхала львиный рёв, прибежала и перегрызла верёвку. (По Л.Н.Толстому)
Простое и сложное предложение. Сочинение и подчинение.
Двадцать третье ноября. Классная работа. 1. Словарный диктант Русский язык, в составе слова, шипящие согласные, части речи, об основной мысли, о редкой.
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Югорска Бессозное сложное предложение (Урок 1 – 9 класс)
Тема: Связь имён прилагательных с именами существительными.
презентация "Сложное предложение"
Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды» 6 класс Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды» 6 класс Презентацию выполнила: Геращенко.
Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды» 6 класс Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды» 6 класс Презентацию выполнила: Геращенко.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Урок русского языка с использованием модульной технологии «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»
Урок в 5 классе. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении? 1. Мороз пощипывает нос и щёки. 2. Я люблю, когда мороз пощипывает нос и.
Транксрипт:

День был прекрасный, но к вечеру погода изменилась. 1. Синтаксическая минутка Выделите грамматические основы, постройте схему предложения.

День был прекрасный, но к вечеру погода изменилась.,. 1. Синтаксическая минутка Проверьте но Сколько простых предложений в составе сложного? Как связаны простые предложения в составе сложного? К какому разряду относится союз «но»? К какому типу сложных предложений относится это предложение?

2. Беседа об основных признаках сложноподчиненного предложения. – В науке о языке подчинение – это такой вид связи, при котором один член предложения зависит от другого, подчиняется ему. С такой связью мы уже встречались, когда изучали словосочетание. Вспомним: из скольких частей состоит словосочетание? Каких? Какая часть словосочетания называется главной, какая – зависимой? Укажем словосочетания в предложении: Я видел восход солнца. Что?Какой? Чего?

Такие же подчинительные отношения могут быть и между частями сложного предложения: одна часть главная (от нее задаем вопрос), другая – зависимая (подчиненная, придаточная; она отвечает на вопрос главной части). Найдем главную и зависимую части в нашем предложении: Я видел, как восходит солнце. Что? Сложное предложение, в котором одна часть главная, а другая зависимая, называется сложноподчиненным. Между главной и зависимой частями ставится запятая. В сложноподчиненном предложении части могут меняться местами.

В сложноподчиненном предложении между главной и зависимой частями есть слово, которое помогает зависимой части ответить на вопрос главной. Запомните их: что, чтобы, потому что, где, когда, если, как, какой, который…

3. Тренировочные упражнения 1. Выполнение упражнения 227, 230.

4. Диктант с комментированием. 1. Дорога шла по просеке где около пней цветет иван-чай. (К. Паустовский.) 2. На уроке ребята писали сочинение об экскурсии которую они совершили недавно. 3. Утка жалобно кричала потому что ее стая улетела. 4. Облака над морем потемнели с моря повеяло прохладой.

Синтаксическая минутка Назовите основы предложений, определите типы сложных предложений. 1. На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. 2. Уже давно созрела земляника в лесу, а деревенские ребята не торопились ее собирать. 3. В жаркий день мы отдыхали под раскидистым дубом, его крона сохранила в себе прохладу. 4. Когда брат уходил, кот громко мяукал и не давал ему пройти.

Конструирование сложноподчиненных предложений. 1. Чайник уже вскипел, когда … 2. Пес подбежал с правой стороны, чтобы … 3. Ребята не купались в этом озере, потому что … 4. Медведь остановился там, где …

Графический диктант. 1. В доме было жарко, и Даша вышла в сад. 2. Мальчик не подобрался к самой воде, потому что лед ломался. 3. Берег начинался там, где кончалась каменная мель. 4. С неба свет лился прямыми потоками, и вершины леса казались выпуклыми. 5. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья ореха.

Формирование умения различать сложные предложения. Выпишите предложения, соответствующие видам: а) сложносочиненное, б) сложноподчиненное, в) простое предложение, г) бессоюзное сложное предложение. 1. В живом уголке появились новые обитатели. 2. По небу быстро летели обрывки туч, по мостовой и стенам домов ползли густые тени (М. Горький). 3. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 4. Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.

Синтаксическая минутка Назовите грамматические основы предложений. Предложения записаны на доске. 1. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.) 2. А за окном было уже позднее утро, солнце растворило смолу на стволах сосен. (Г. Бакланов.) 3. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачнее, но все небо было обложено ими. (М. Горький.) 4. Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. (А. Чехов.)

Беседа по вопросам 1. Какое предложение называется сложным? 2. Назовите средства связи простых предложений в составе сложного. 3. Каким знаком препинания на письме разделяются части сложного предложения? 4. На какие две группы по способу соединения простых предложений делятся сложные предложения? 5. Что может соединять союз и в простых предложениях? в сложных?

Выделить грамматические основы, начертить схемы. 1. Ласточки пропали, а вчера с зарей все грачи летали … (А. Фет.) 2. Степка подрос, подросло также его любопытство. (Д. Григорович.) 3. Качаются кувшинки, и доносится дальний лай деревенских собак. (В. Короленко.) 4. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо. 5. Леса – хранители вод. (С. Аксаков.)