ГОРОД ЮГОРСК, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО – ЮГРА, УЛИЦА ЛЕНИНА, 24. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «Я-УЧИТЕЛЬ»(НОМИНАЦИЯ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ») Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф.Атякшева», Учитель: Ганжа Наталья Константиновна, учитель русского языка и литературы
1. Цели и задачи: 2. Подготовка к усвоению материала:Схема анализа произведения Развитие общеучебных навыков анализа и синтеза. Формирование предметного умения выделять те особенности содержания и формы произведения, которые позволяют понять идею. Закрепление умения давать характеристику герою. Усвоение высоких нравственных идеалов верности долгу, любви к Родине, к близкому человеку. Сюжет-композиция Система героев Авторская позиция Тема. Идея. Художественные приемы Смысл заглавия Тезисы урока «Анализ I части поэмы «Русские женщины» в единстве формы и содержания. Урок литературы проводился в 7 классе.
3. Усвоение учебного материала. Сообщение ученика об особенностях сюжета и композиции поэмы. Схема: Княгиня Трубецкая (1826 год) Санкт - Петербург Тюмень Енисей Отъезд, завязка 20 дн. 10 дн. 30 дн. 2 месяца, внутренний монолог. I часть.
ИРКУТСК. РАЗГОВОР С ГУБЕРНАТОРОМ. 1. ДН +1ДН.+1ДН.+5ДН.+1ДН. 9 ДНЕЙ, КУЛЬМИНАЦИЯ ДИАЛОГ (ДРАМА). II часть. Открытый финал Я вас туда в три дня домчу Развязка.
А) КАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О Е.И. ТРУБЕЦКОЙ СЛОЖИЛОСЬ ПО ОТРЫВКУ ИЗ I ЧАСТИ? Б) ПОЧЕМУ РАЗГОВОР ДАН В ЛИЦАХ? Система героев. Два внесюжетных(отец, муж) два главных героя: Княгиня, генерал.
Выделение тезисов в споре героев Договоры генерала Ответ княгини.
7-ой класс. в) Как расширилась характеристика героини? г) Каким показан генерал? Как он меняется. д) Можно ли утверждать, что сцена разговора построена на антитезе? е) Какой вывод можно сделать по системе героев?
КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ПЕРЕДАЮТ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕНЕРАЛУ В НАЧАЛЕ II ЧАСТИ И В КОНЦЕ? КАК ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ АВТОРА ВГЕНЕРАЛУ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ В ЕГО НАЗЫВАНИИ:ПОЧЕТНЫЙ ГЕНЕРАЛ, УПРЯМЫЙСТАРИЧОК, СТАРИК, СТАРЫЙ ГЕНЕРАЛ? Какая авторская позиция проявилась в системе героев? В подчеркивании временных рамок сюжета? Как Некрасов относится к героине? Почему после имени- заглавия указан подзаголовок 1826 год?
7-ой класс. 4. Почему вся поэма называется Русские женщины, а не Декабристки? 5. Кто сможет перечислить художественные приемы, уже прозвучавшие при ответе на другие вопросы?
7-ой класс. 6. Формулирование темы и идеи. Идея: 1. Восхищение подвигом жён декабристов 2. Критическая оценка Дворянского общества и царя эпохи 20 ых годов 19 века. 3. Главные достоинства русского национального женского характера:несгибаемое мужество в выполнении долга, Преданность семье, мужу, терпение и физическая выносливость.
4. Итог урока: Чему научились на уроке? 5. Контроль (возможен): Творческие работы:Характеристик а княгини Е.И. Трубецкой, В чем смысл заглавия поэмы?, Как Некрасов передал свою оценку событий 1825 года в I части поэмы Русские женщины? 7-ой класс.