МБОУ «Сергеевская сш» Обобщающий урок по сказкам в 5 классе. «В гостях у сказки» Учитель литературы: Холдина И. В.
Цель урока: обобщение и углубление знаний о сказке Задачи урока: 1) дать определение сказки 2) классифицировать сказки по группам 3) вспомнить изученные нами сказки и классифицировать их по данным группам и по видам 4) определить чему учат сказки
Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облакаа громовой; Ходит облакаа и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка ждет нас впереди.
Обычно волшебная сказка начинается с присказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб зелёный, под тем дубом стол золочёный, на столе бык печёный, садись, кушай, мою сказку слушай…»
Число три вообще часто встречается в сказках
С К А З К А Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
Сказки Народные Литературные
Виды сказок БытовыеО животных Волшебные
Самые древние сказки – о животных
В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей: жадность, жестокость, глупость.
События обычно происходят в избе, в лесу, в поле
Им помогают ковры-самолёты, сапоги-скороходы другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.
Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо
Смелость, отвага, храбрость, любовь к Родине, мужество, неутомимость, скромность, доброта, сметливость, трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость.
Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»
Выразительное чтение эпизода сказки
Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»
Подумай и ответь… - Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? - Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. Рад не рад, а говори: милости просим! Гостю щей не жалей, а погуще лей. У жадного среди зимы снега не допросишься. Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
Кащей Бессмертный
Баба Яга
Лексическая работа - летать - пытать - кручиниться - тужить - мудрёный - молвить - дивиться - снарядиться - уклоняться от дела, бегать от работы - (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества - горевать, печалиться - горевать, тосковать, печалиться - загадочный, непонятный, замысловатый - говорить, сказывать
А кто сказки собирал… Александр Николаевич Афанасьев ( ) - фольклорист, собиратель русских народных сказок, автор огромного труда "Поэтические воззрения славян на природу". В трехтомном издании «русских народных сказок» более 2000 сказок.
Виктор Михайлович Васнецов ( ) Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. В. М. Васнецов
Ожившие в красках… Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876 ) русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. ( А.С. Пушкин )
Домашнее задание 1. Почему в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо речь идёт только об одном герое и чуде-юде? 2. Почему сказка называется «Царевна – лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? 3. Подберите к словам постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках: поле, девица, молодец, вода, солнце, земля, море, конь, волк, заяц, лиса. 4.Подумайте, чем отличаются и в чём сходство волшебных, бытовых и сказок о животных между собой. 5. Объясните лексическое значение слов: дивиться, снарядиться.
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ п.п ВопросОтвет (+;-) 1 Комфортно ли вам было на уроке? 2Поняли ли вы тему урока? 3 Смогли ли вы выполнить самостоятельно все задания 4 Требовалась ли вам помощь: а) учителя, б) учебника, в) соседа по парте? 5Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. (Ф. И.)_________________________