РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ Выполнила: Минченко.М. А РТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [В] И [ ВЬ ] (звонкий согласный ) При произнесении звука[ в ] верхние резцы соединяются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ. А РТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [В] И [ ВЬ ] (звонкий согласный ) При произнесении звука[ в ] верхние резцы соединяются с нижней губой, но.
Advertisements

Звук [Р] у глухих детей Выполнила: ст 51 гр Баранова Мария.
Выполнила: Рудковская Кристина, 51группа.. Губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их. При произнесении звука П голосовые.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л] Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л]
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель.
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Автор: учитель- логопед Аглиуллина Г.А г. ГОУ, специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика Консультация для родителей.
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
Автор: учитель – логопед МКДОУ Бутурлиновский д/с 1 Олейникова Т.В.
Презентация выполнена ученицей 5 «В» класса МОУ «Петуховская СОШ 1» Волосниковой Оксаной.
МБУ ДЕТСКИЙ САД 49 «Веселые нотки» Профилактика нарушений звукопроизношения Учитель-логопед Сухова Н.В.
«Учусь говорить»
Транксрипт:

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ Выполнила: Минченко.М

А РТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [В] И [ ВЬ ] (звонкий согласный ) При произнесении звука[ в ] верхние резцы соединяются с нижней губой, но не очень плотно: между ними остается очень узкая щель, через которую и проходит воздух. Если артикуля­ция правильная, то воздушная струя направлена косо вниз. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Артикуляция звука[Вь] См. звук В. Разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

Д ЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [ В ] И [ ВЬ ]: Весьма распространен вариант двугубного произнесения этих звуков, когда резцы вообще не принимают участия в зву­кообразовании и щель образуется верхней и нижней губой. Часто при произнесении этих звуков ребенок прикусыва­ет верхними резцами нижнюю губу и пытается выдуть воздух. Так как щель между зубами и губой в этом случае отсутству­ет, то либо воздух идет через нос и произносится звук м, либо смычка взрывается и звучит б. не различают по твердости – мягкости;

П ОСТАНОВКА ЗВУКА [ В И ВЬ ] 1. По подражанию. Устраняется этот дефект перед зеркалом. Ребенку демонстрируют правильную артикуляцию, побуждают его произнести звук верно по подражанию 2. Механическим способом. (пальцем) фиксации верной артикуляции. Наличие воздушной струи, направленной вниз, ребенок может контролировать тактильно, поместив ладонь под нижней губой. Ребенку предлагают ощутить вибрацию гортани у педагога и у себя во время длительного произнесения звука в Постановка звука ВЬ: 1. По подражанию. Повтори за мной. 2. От звука В. Звук В произносим твёрдо /сердито, можно даже нахмуриться/, а ВЬ мягко /ласково, нежно/. В ходе работы мимику, как ориентир исключаем.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [ В ] И [ ВЬ ] 1. Протяжное произнесение изолированных 2. Автоматизация в звуков в позиции прямого слога: ва; Валя, Варя, вада (вода), варежки (варежки), варит,вокруг (вокруг), вот, волк, восемь, ведро, весело; слово­сочетания и фразы, включающие эти и подобные слова : холодная вода, красные варежки, злой волк; весе­лый праздник, веселые ребята, варит суп; Вот ведро; Это варежки; Там волк; У Тани ведро; Ребята танцу­ют вокруг елки; Мама варит суп.

3. Автоматизация звука в позиции между гласными: сава (сова), справа, трава, краватъ (кровать), нари­совал (нарисовал), савок (совок), ковер (ковер), навер­ху, завяжи (завяжи), Вова, корова (корова), повар, сла­ва (слова), столовая (столовая), девочка (девочка), дерева (дерево), слева, сиводня (сегодня), дырявый; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова : девочка Валя, у Вали..., у вас, зеленая трава, завяжи шапку, дерево слева (справа), лампа наверху; Вот сова; Там кровать; Тут дерево; Это девочка; Се­годня хорошая погода; У Вовы машина; Тетя Валя повар; Корова дает молоко; Варя нарисовала дерево.

4. Автоматизация звуков в стечениях с согласными: вторник (вторник), флаг, встретим (встретим), вкусный (вкусный), фключи (включи), куфта, автобус (автобус), туфли, фсё (всё), фее (все), встань (встань), внизу, влево, врач, взял, свари, свет, Света, сверху, кваква, ровный, рваный; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова : девочка Света, рваные носки, взял мяч, положи сверху, в зеленом...;

Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В-ВЬ: Учить детей различать звуки, оппозиционные по твердости – мягкости; Звуки В, ВЬ. Ва- ва- ва – у Вани есть сова. Во – во – во – воду возит водовоз. Ву – ву – ву – я вам букву назову. Вы – вы – вы – у Вовы сливы.

Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКОГО СОГЛАСНОГО В И ГЛУХОГО СОГЛАСНОГО Ф : гф а: вада (вода) фартук, волк форма, футбол в углу, Федя Вера, весна (весна) фишка; ава ава: сава (сова) сараван, савок (совок) микруфон, де­рево кефир; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова: вкусные (вкусные) вуфли, фкус-ное (вкусное) варенье, фа-фа-фа ва-ва-ва во дворе растет трава фу-фу-фу ву-ву-ву Федя рвет козе траву фы- фы-фы вы-вы-вы нарвал много он травы. Бусы, повесили, встали в хоровод, Весело, весело встретим Новый год (3. Александрова)

А РТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [Ф] И [ ФЬ ] ( глухой согласный) При произнесении звука ф верхние резцы соединяются с нижней губой, но не очень плотно: между ними остается очень узкая щель, через которую и проходит воздух. Если артикуля­ция правильная, то воздушная струя направлена косо вниз. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Артикуляция звука ФЬ. См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Д ЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ф И ФЬ : Весьма распространен вариант двугубного произнесения этих звуков, когда резцы вообще не принимают участия в зву­кообразовании и щель образуется верхней и нижней губой. Часто при произнесении этих звуков ребенок прикусыва­ет верхними резцами нижнюю губу и пытается выдуть воздух. Так как щель между зубами и губой в этом случае отсутству­ет, то либо воздух идет через нос и произносится звук м, либо смычка взрывается и звучит б. не различают по твердости – мягкости;

П ОСТАНОВКА ЗВУКА [ Ф И ФЬ ]: 1. По подражанию. Устраняется этот дефект перед зеркалом. Ребенку демонстрируют правильную артикуляцию, побуждают его произнести звук верно по подражанию 2. Механическим способом. (пальцем) фиксация верной артикуляции. Наличие воздушной струи, направленной вниз, ребенок может контролировать тактильно, поместив ладонь под нижней губой. И отсутствие вибрации при произнесении ф В некоторых случаях целесообразен двойной контроль: одна рука размеща­ется у рта и контролирует наличие струи воздуха, а другая на гортани контролирует наличие голоса (или его отсутствие). Постановка звука ФЬ. По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [ Ф ] И [ ФЬ ] 1. Протяжное произнесение изолированных 2. Автоматизавдщзв.уков в позиции прямого слога: фа фа фартук, форточка, форма, фонтан (фонтан), фото, Федя, футбол; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова : белый фартук, мой фартук; 3. Автоматизация звука ф в позиции обратного слога: уф уф уф эф иф___; шкуф, клюв (клюв), круф' (кровь), маркуф' (мор­ ковь); словосочетания и фразы, включающие эти и по­добные слова : пять шаруф (шаров), нет стульев

4. Автоматизация звуков в позиции между гласными: ава уфа сараван, микруфон (микруфон), шуфер (шуфер), куфе, кефир, зефир, буфет; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у Феди..., дядя шуфер, горячий куфе, красный сараван; 5. Автоматизация звуков в стечениях с согласными: вторник (вторник), флаг, встретим (встретим), вкусный (вкусный), фключи (включи), куфта, автобус (автобус), туфли, фсё (всё), фее (все), встань (встань), гольфы, конфета (конфета); словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: красная куфта, старые туфли, вкусная конфета, вкусный зефир;

Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ф - Ф Ь: Учить детей различать звуки, оппозиционные по твердости – мягкости; Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно- вибрационного и акустического контроля. Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф : ) А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ : )

Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКОГО СОГЛАСНОГО В И ГЛУХОГО СОГЛАСНОГО Ф : вф а: вада (вода) фартук, волк форма, футбол в углу, Федя Вера, весна (весна) фишка;ава ава:сава (сова) сараван, савок (совок) микруфон, де­рево кефир; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова: вкусные (вкусные) вуфли, фкус-ное (вкусное) варенье, фу-фу-фу ву-ву-ву Федя рвет козе траву фы-фы- фы вы-вы-вы нарвал много он травы. У Вари на бульваре Варежки пропали. Воротилась Варя Вечером с бульвара И нашла Варвара Варежки в кармане. (Е. Благинина)

А РТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [Л] (Л согласный, звонкий.) При произнесении звука л зубы чуть разомкнуты, язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Спинка языка несколько приподнята, его боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего образуется проход для выдыхаемого воздуха. Положение губ зависит от соседних звуков. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Д ЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Л : Часто, подражая утрированной артикуляции взрослых, дети выдвигают язык из ротовой полости и поднимают его к верхней губе. При этом звучит звук, похожий на л, но такая артикуля­ция нарушает слитность речи и подлежит исправлению. Причина дефекта слишком широкий край языка, который, смыкаясь с верхними коренными зубами, полностью закры­вает проход воздушной струе, и она проходит не по бокам язы­ка, а через нос. Если при звукообразовании не приподнята спинка языка, то часто воздушная струя вместо того, чтобы пройти по бокам языка, разрывает смычку и образуется взрывной звук т (или д). Характерным дефектом звука л является его гнусавое про­изнесение. В этом случае положение языка правильное, но часть воздушной струи идет через нос. Дефект звука л, как замена его на носовой согласной н.

П ОСТАНОВКА ЗВУКА Л: На основе подражания возможно образование беззвучной артикуляции звука: голосовые складки разомкнуты и не виб­рируют. Утрированная артикуляция и беззвучное л могут иметь место и как промежуточный этап при постановке этого звука. Звук л является трудным для усвоения дошкольниками с недостатками слуха и на его месте в речи образуются много­численные неадекватные замены. Наиболее тяжелым и трудным для коррекции является такой дефект звука л, как замена его на носовой согласной н.

Устранение всех прочих дефектов звука л заключается в постановке звука заново. На первом этапе постановки проводятся артикуляционные упражнения, направленные на то, чтобы научить ребенка су­жать язык в виде жала и загибать его кверху. Для этого детей побуждают, например, лизнуть конфету, разместив ее на не­котором расстоянии ото рта, потянуться языком к уху, попы­ таться дотянуться до носа. Если ребенок легко вытягивает язычок «жалом», можно предложить ему удержать тонкую палочку или тонкий карандаш узким языком, сомкнутым с верхней губой. Затем смычку переносят к верхним резцам с наружной сторо­ны, после этого за зубы при широко открытом рте. Когда язык в этом положении удерживает палочку, подключается голос (э ), и ребенка побуждают резко отпустить палочку, вытолкнуть ее изо рта.

В этот момент звучит слог ла. В дальнейшем ребенка учат выполнять это движение языком и без палочки. На этом этапе артикуляционным движениям может помочь движение кисти руки, имитирующей движение языка при произнесении слога ла: узкий кончик языка зуфикси­рован у верхних десен пальцы сложены «ковшиком»; в мо­мент произнесения слога ла пальцы резко выпрямляются. После того как ребенок научится произносить слог ла, проводится система упражнений по его автоматизации.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л: Автоматизация звука в позиции прямого слога: да ло лу ле ли лы; ляля, лапа, лави (лови), лампа, лашатка (лошадка), з лоб, лехкий (легкий), лужа, лук, любит, Лена, лепит, лиса, лицо, лыжи; словосочетания и фразы с этими и по­добными словами типа легкая сумка; чистое лицо; де­вочка Лена лепит лису; Вот ляля; Там лиса; Автоматизация звука в позиции обратного слога: задан ал ол у л эл ил;-ivrmp упал, спал, устал, встал, поймал, пол, стол, стул, мел, съел; словосочетания и фразы с этими и подобны­ми словами типа: упал стул, поймал мышку, на пол; Вот мел; Там стул;

Автоматизация звука в позиции между гласными: ала ало алу алэ али; малако (молоко), упала, палажи (положи), галава (голова), окала (около), Юля, юла, бабуля, гулять, мыла (мыло), самалет (самолет), зеленый, балит (болит), маленький, белый, малыш; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая Юля, моя бабуля, белый бант, болит лапа (голова), пьет моло­ко; Юля упала; Положи книгу в сумку; Бабуля любит малыша; Малыш пьет молоко; Автоматизация звука в стечении с согласными: волк, палка, большой, елка, колбаса, желтый, солнышко, сколько, мальчик, плачет, пляшет, люблю, кукла, сламал (сломал), масла (масло), плоха (плохо), злой, слушай,. клей, хлеб, туфли, глина словосочетания и фразы с этими и подобными словами : большая палка, большой мальчик, зеленая елка, хлеб с маслом (колбасой), сколько " будет,

Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Л СО ЗВУКАМИ Т, Д, Н : ла та ал am ала ата; Лёня и Тоня, ло­ пата тарелка, лук туфли; Там лампа; У Томы ложка; Вот стол; Тут стул; Халат упал; ла да ала ада; лоб дом; Там лошадка; далеко; Даша упала; Дедушка в лесу; Люба, думай; ла на ал ан ала ана; лапа Ната, лопата Наташа, лошадка носки, лоб нос, мо; небо, стол гармонь; Нарисуй лошадку; Автоматизация звука в разных позициях: Ла ла ла –У Алены кукла была Лы лы лы – Стоят в комнате столы;

А РТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [Р]: При произнесении вибранта р язык принимает форму чашечки: своими боковыми краями он примыкает к верхним зубам, передний край поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. Положение губ и расстояние между зубами зависят от соседних звуков. Звук р звонкий: голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Д ЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р: Дети-дошкольники звук р заменяется на другие. Допустимыми заменами этого звука является звук л или фрикативное р, т. е. р без вибрации языка. Часто вместо звука в речи может быть пропуск. Обычно грубые дефекты р возникают при преждевременной форсированной попытке вызвать этот звук. Моторика ребенка еще не готова к столь тонким двигательным дифференцировкам, мышца языка недостаточно развита. В то же время р хорошо воспринимается на слух, и попытки ребенка произнести его приводят к дефектному воспроизведению. Среди грубых дефектов, требующих немедленной замены на допустимый вариант (л или фрикативное р), наиболее распространено горловое р. В этом случае звук образуется в результате многократных ударов корня языка о мягкое нёбо или об язычок мягкого нёба. В результате получается звук воды при полоскании горла.

может сформи­роваться мелкодробное р, когда язык вибрирует не у альве­ол, а у передних резцов. Вибрацию могут образовывать и боковые края языка, уда­ряясь по коренным зубам. В этом случае образуется боковое р. Иногда в речи детей встречается дорзальное р, которое об­разуется при вибрации не кончика, а спинки языка. При этом вибрирует вместе с языком и нижняя челюсть. Кроме этих дефектов встречается оглушение р, когда звук произносится без голоса.

П ОСТАНОВКА ЗВУКА Р Дефект оглушение р исправляется достаточ­но просто с помощью тактильного ощущения вибрации гортани при произнесении звонкого р. Во всех остальных случаях звук нужно ставить заново. Начинать постановку звука р можно только на базе пра­вильной артикуляции звуков т (д) или ш (ж), когда ребенок в состоянии поднять кончик языка к верхним альвеолам и удержать его в этом положении. Неудачные попытки механи­ческой постановки звукар связаны именно с тем, что педагог пытается «раскачать» пассивный, расслабленный язык, ко­торый ребенок не поднимает вверх.

При механическом вызывании звука р педагог побуждает ребенка при широко открытом рте (чтобы рот не закрывался, между коренными зубами можно поместить ластик или резиновую пробочку диаметром 1 см они должны быть индивидуальными для каждого ребенка и тщательно продезинфицированными) произносить длительно звук ж или максимально долго слогосочетание дададада... (татата- та...). При этом необходимо следить, чтобы кончик языка все время был поднят. После того как ребенок овладел таким произнесением при широко открытом рте, педагог подводит под кончик языка специальный зонд с шариком на конце (свой указательный палец или соску-пустышку, набитую ватой) и начинает «раскачивать» кончик языка, быстро двигая зонд вправо влево. Если при этом получается звук, похожий на л, то, значит, язык недостаточно напряжен, и следует вернуться к произнесению слогов дададада (тататата) или звука ж с широко открытым ртом.

Если же кончик языка напряжен достаточно, то с помощью зонда он начинает вибрировать, и слышится звук, похожий нар. «Раскачивать» язык механически при произнесении сло-госочетаний дадада (татата) или звука ж, как показывает практика, приходится достаточно долго, много занятий. В хо­де этих занятий педагог не только сам применяет зонд (палец, соску), но и учит ребенка делать это самостоятельно. В дальнейшем следует добиваться, чтобы после того, как зонд извлечен изо рта, ребенок какое-то время сам по инерции произносит звук р. Когда это будет достигнуто можно подключить гласный звук (а). На этом этапе будет получаться так: раскачивание языка механически, затем самостоятельное, по инерции произнесение звука р, после этого произнесение ррр а. В таком виде этот слог можно ввести в слова. Затем таким же образом подключаются гласные о и у.

А ВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р Протяжное произнесение изолированного звука: Автоматизация звука в позиции прямого слога: pa ро ру ре ри ры; рак,ращеска (расческа), работает, рад, рага (рога), рана (рано), рот, роза, розовый, робат (робот), рубаш­ка, рука, рукуф (рукав), ручка, рис, рисунак (рисунок), рисует, рибята (ребята), рыба,рынак (рынок), рыжий; словосочетания и фразы с этими и подобными словами : моя расческа, твоя ручка, рыжий кот Автоматизация звука р в позиции обратного слога: Ар,ор,ур,ыр шар, сахар, камар (комар), удар, двор, забор, тапор (топор), матор (мотор), памидор (помидор), мусор, ша­ фер (шуфер), шнур, дверь, кифир (кефир), зифир (зефир), сыр; словосочетания и фразы, включающие эти и подоб­ ны

Автоматизация звука в позиции между гласными: ара аро ару аре ари; парахот (пароход), аппарат, барабан, карандаш, харашо (хорошо), падарак (подарок), горат (город), аку- ратна (аккуратно), пирамида, корова (корова), варона (ворона), сарока (сорока), гарох (горох), : кефир и зефир, У меня карандаш; Аппарат работает хорошо; Автоматизация звука в стечениях с согласными: фартук, горка, корка, Мурка, дырка, верно, неверно, черный, наверху, первый, правый, справа, праздник, при­вет, прыгай, трава, трамвай, трактар (трактор), тра-лейбус (троллейбус), трусы, трудно, три, матрешка, утра (утро), митро (метро), сматри (смотри), краватъ (кровать), красный, красивы (круг), крушка (кружка), крыша, микруфон, экран, круфъ (кровь), крошки, крук грабли, грип (гриб), играет, сестра; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова : высо­кая горка, кошка Мурка;

Дифференциация звуков р и л (упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителя звука/? на оп­ределенном этапе выступал звук л): ла ра ал ар ала ара; рак лапа, ракета лампа, рана лапа, рабо­та лопата, лоб рот; лу ру, лу ру, лу ру лиса спряталась в нору. По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в реку угодил, Нос откусит крокодил. (Е. Серова)

Автоматизация звука р в разных позициях: ра-ра-ра ро-ро-ро ру-ру-ру ры-ры-ры ры-ры-ры ра-ра-ра РУ-РУРУ ро-ро-ро У лисы нора. На полу ведро. Я все уберу. Ой, кусают комары. У нас в руках шары. Начинается игра. Бью рукою по шару. Шар упал в ведро.