Система и модель работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
Презентацию подготовили : Творческая группа воспитателей МКДОУ детский сад 20 с. Григорьево: Творческая группа воспитателей МКДОУ детский сад 20 с. Григорьево: Иванова Е.В., Москвина Т.П., Смолова С.В., Синицына О.Г., Сырова К.А., Терпугова В.Ф. Иванова Е.В., Москвина Т.П., Смолова С.В., Синицына О.Г., Сырова К.А., Терпугова В.Ф.
Система обучения ПДД в дошкольном учреждении подразумевает: Воспитание у детей навыков культуры поведения на улицах, дорогах, в транспорте; повышение квалификации педагогических кадров, отвечающих за социальное воспитание дошкольников; активизацию совместной деятельности учреждения и родителей по обучению детей ПДД.
Модель работы ДОУ по ознакомлению с правилами дорожного движения
Система методической работы педагог ов по теме «Правила безопасного поведения на дороге» Тема Форма работы Ответст- венный Сроки ОБЖ. Правила дорожного движения Выставка и обзор лит-ры Творческая группа сентябрь Формы и методы обучения детей поведению на улице Семинароктябрь Мониторинг знаний правил поведения на проезжей части Практическое занятие ноябрь Организация предметно-развивающей среды в группе Конкурсдекабрь Выработка методических рекомендаций по ПДД Круглый стол Творческая группа январь - февраль Система работы с детьми ПрезентацияВоспитателимарт - апрель Усвоение знаний, умений, навыков детей по ПДД Мониторинг Москвина Т.П.май Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма летом Консультация Исаева Т.Л. медсестра июнь Выявление знаний и умений педагогов по данной тематике Анкетирование Иванова Е.В.август
Формы работы с педагогами: Анкетирование; Тестирование; Информационно-практические обучающие занятия; Консультации; Изготовление методических игр и пособий; Семинары; Педагогические советы; Мастер - классы; Выставки; Конкурсы.
Система работы с родителями по ПДД: Группа Формы работы Тема Первый квартал Общее родительское собрание «Дети на дороге» младшая Круглый стол«Как научить ребенка безопасному поведению на улице» средняя Консультация«Улица глазами ребенка» Викторина«Проверь себя» Беседа«Высокая цена беспечности» старшая Консультация«Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов» Прогулка в парке совместно с родителями «Познавательная прогулка» Экскурсия в библиотеку «Папа, мама, я – читает вся семья» Подготови- тельная Творческая игра«Азбука дорожного движения нужна нам как таблица умножения»
Система работы с родителями по ПДД: Группа Формы работы Тема Второй квартал День открытых дверей «Как мы учим детей правилам дорожного движения» младшая Консультация«Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения» средняя Рекомендации«Какую литературу читать детям по ПДД» Конкурс рисунков«Наш путь из дома в детский сад» Анкетирование«Знает ли мой ребенок дорожные знаки?» старшая Консультация«Для чего нужны ПДД?» Выставка совместных работ «Улица на которой я живу» Консультация«Детский травматизм. Меры его предупреждения» Подготови- тельная Игра-ситуация«Когда я иду по улице с дочерью или сыном, то я…»
Система работы с родителями по ПДД: Группа Формы работы Тема Третий квартал Совместный праздник с детьми, родителями «Праздник нашей улицы» младшая Родительское собрание «О предупреждении детского травматизма на дорогах в летний период» средняя Выставка«Атрибуты для игр по безопасности дорожного движения» Физкультурный досуг«Разрешается - запрещается» Беседа«Как вести себя в транспорте» Подготови- тельная Выставка совместных работ «Мой любимый транспорт»
Формы работы с родителями: Родительские собрания; Беседы; Консультации; Круглый стол; Совместные досуги и праздники; Участие родителей в конкурсах, выставках; Целевые прогулки и экскурсии; Анкетирование; Фотовыставки
Этапы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД:
Задачи работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по ПДД: Младший возраст Старший возраст познакомить со светофором, его назначением познакомить детей с дорожными знаками формировать представления об улице, ее основных частях дать знания о правилах дорожного движения учить различать виды наземного транспорта воспитывать культуру поведения на улице, дороге и в транспорте
Система работы с детьми младшего возраста по ознакомлению с ПДД: Месяц Тема сентябрь Участники дорожного движения. октябрь Форма и цвет предметов. Сравнение предметов по размеру. ноябрь Сигналы и движение. Передвижение в заданном направлении. декабрь Виды транспорта и их отличия. январь Части легкового автомобиля и грузовика. февраль Пассажирский транспорт. март Улица и дорога. апрель Формирование и закрепление навыка остановки перед переходом дороги. Остановись и посмотри по сторонам. май Экскурсия по территории детского сада.
Система работы с детьми среднего возраста по ознакомлению с ПДД: Месяц Тема сентябрь Ориентировка на местности. октябрь Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении. ноябрь Виды транспортных средств. Маршрутный транспорт. декабрь Маршрутный (городской) транспорт. январь Посадка в общественный транспорт. февраль Что такое «Пешеходный переход»? март Дорога с односторонним и двусторонним движением. Правило правой стороны. апрель Правила перехода проезжей части. май Места для игр.
Система работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с ПДД: Месяц Тема сентябрь Дорога, транспорт, пешеход, водитель. октябрь Элементы дороги. ноябрь Понятие «Регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход». Знаки пешеходного перехода. декабрь Закрепление навыков «остановись и посмотри», «перейди» (как?). январь Светофор и его сигналы. Сигналы регулировщика. февраль Правила перехода дорог с односторонним и двусторонним движением. март Опасность движения в разное время года. апрель Поведение на тротуаре. Передвижение группами. май Экскурсия за территорию детского сада.
Интегративный подход в ознакомлении детей с ПДД: Безопасность Познание Социализация Художественное творчество и труд Чтение художественной литературы Коммуникация Физическая культура
Формы работы с детьми: Беседы; Беседы; Целевые прогулки и экскурсии; Целевые прогулки и экскурсии; Подвижные игры; Подвижные игры; Дидактические игры; Дидактические игры; Сюжетно – ролевые игры; Сюжетно – ролевые игры; Театрализованные игры; Театрализованные игры; Свободная продуктивная деятельность; Свободная продуктивная деятельность; Чтение художественной литературы; Чтение художественной литературы; Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций; Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций; Музыкально – игровые досуги; Музыкально – игровые досуги; Конкурсы, викторины, выставки; Конкурсы, викторины, выставки; Использование видеофильмов, роликов. Использование видеофильмов, роликов.
По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД можно условно классифицировать на: Игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика; Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения; Игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения; Комплексные игры-занятия, включающие в себя элементы нескольких или всех игр.
Игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика: Ловкий пешеход Эстафета «Красный, желтый, зеленый» Светофор Краски светофора Наш друг светофор Стоп. Идите! Делай, как я
Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения: Выполни поручение Повороты Угадай знак Что нам скажет дорожный знак? Игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения: Кто быстрее? Гараж Как проехать?
Комплексные игры-занятия, включающие в себя элементы нескольких или всех игр: Дорожное – не дорожное слово Разгадай загадку, покажи отгадку Поехали, автомобили. Стоп! Игра-соревнование «Быстрые автомобили» Едем в автобусе, едем в поезде Автомобили и пешеходы Найди безопасный путь
Перечень дидактических игр по ПДД: Что необходимо регулировщику дорожного движения для работы Поставь дорожный знак Угадай, какой знак Угадай по описанию Цвета светофора Расположи правильно Красный, желтый, зеленый Веселые человечки Строители Говорящие знаки Дорожные загадки Забывчивый художник Виды перекрестков Путаница Дорожный экзамен Наша улица
Сюжетно-ролевые игры по ПДД: «Скорая помощь» Педагогический замысел: закрепить умение детей брать на себя роли регулировщика, инспектора ГИБДД, водителя «скорой помощи», мамы, дочки (сына), больного, действовать соответственно взятой роли. «Улица полна неожиданностей» Педагогический замысел: расширять представления детей об улице, о проезжей части дороги, тротуаре, пешеходах, транспортных средствах; учить детей распределять роли, вести их до конца игры. «Прогулка с любимыми куклами» Педагогический замысел: знакомить детей с правилами дорожного движения и дорожной атрибутикой в ходе игры.
Освоение основ ПДД происходит легче, если в процесс познания включаются театрализованные игры: Театрализованные игры по сказке С.Михалкова «Бездельник светофор» Театрализованная игра по сказке Н.Гинсбург «Колесо» Театрализованная игра «Еду, еду в автомобиле» Театрализованная игра по книге Я.Пишумова «Это улица моя» Интегрированная театрализованная совместная деятельность педагога с детьми «Сигналы светофора» Театрализованное развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»
Видеофильм «Азбука безопасности на дороге » с участием Тетушки Совы : История ПДД В городе Двор, подъезд Дорога, знаки Переходы Перекрестки Разные дороги Плохая погода На транспорте Метро, ж/д Малыш в авто Велосипед
Используемая литература: Учебно-методическое пособие «Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях» Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Азбука дорожного движения» Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребова Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку» Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарина Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы
Используемая литература: Методические рекомендации: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в годах» Журнал «Справочник старшего воспитателя» 6, год. Журнал «Дошкольная педагогика» Апрель 2009 год. О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников»
Спасибо за внимание!