Рекомендации родителям
Манипуляция с предметами, проговаривание названий предметов и действий с ними. Дать малышу возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дать поиграть ложкой, постучать ею по кастрюле, по ковру. Обратить внимание на различие звуков ( по ковру глухо, звонко по кастрюле и т. д.)
Пение колыбельных песен развивает память, обогащает словарный запас, развлекает и одновременно успокаивает ребенка. Ребенку, которому пели колыбельные, начинает раньше « гукать ».
Массаж пальчиков, воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга. Пальчиковые игры. Развитие элементарных навыков само - обслуживания.
Петь и говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Можно позволить ребенку играть пальцем у себя во рту, двигать язык, но не сосать ( это пассивная артикуляционная само гимнастика ).
Эмоционально окрашенную речь ребенку легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова. Нечёткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, « проглатывать » окончания слов.
Не заменяйте слова на неправильное значение слова ( перчатки – « рукавички ») Называйте вещи своими именами ( автобус - « машина »). Не старайтесь говорить все слова лишь в уменьшительно - ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной ( например, курица ), так и в уменьшительно - ласкательной форме ( курочка ). Не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь ( наседка, клюшка, несушка и т. д.) Не вставляйте в каждую фразу бессмысленных восклицаний : « Ой какой !» Заменяйте эти слова на информативные : желтый, большой, твердый и т. д.
Материал должен быть реалистичным. Не берите книги и игрушки, если вы сами не понимаете, кто изображен на картинках. Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или, что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. Вместо указательного местоимения « это » называйте конкретные существительные.
Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит и для развития способности мыслить. «… Если ребенок до 3 лет по каким либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трёхлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полутора годовалому ». ( Л. С. Выготскиий ).