Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом ребёнок овладевает умением говорить – правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, изменяя их в роде, числе и падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – достаточно развиты.
Для того чтобы у ребёнка правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Необходимо, чтобы появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения со сверстниками и близкими. Ребёнок постоянно обогащает свой словарь, у него формируется правильное звукопроизношение, он начинает говорить так же, как и взрослые. Для расширения кругозора и развития речи старших дошкольников в нашей группе создана необходимая предметно- развивающая среда.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок и более динамичной, например, оформление раздевалки к празднику, группы к досугу. В моей группе больше мальчиков, поэтому чаще разворачиваются игры «Автомобили», «Дорога». Пространство группы позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В процессе игры дети общаются друг с другом. Делятся впечатлениями.
Предметно-развивающая среда даёт возможность девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус».
Дети знакомятся с новыми произведениями и используют знакомую художественную литературу, для этого в группе создана сюжетная игра «Библиотека», слушаем аудиозаписи народных сказок, потешек в исполнении мастеров художественного слова. Слушая чужую разговорную речь, дети начинают понимать, что «неправильная» речь неприятна, непонятна для восприятия. Рядом создали театральный уголок «В гостях у сказки», в котором размещается ширма, маски сказочных персонажей, атрибуты театра : рукавички, пальчиковый театр, настольный плоскостной, театр на палочках, персонажи изготовлены детьми совместно с воспитателем и родителями. Все эти виды театров находятся в доступном для детей месте. Театр способствует развитию фантазии, воображению, памяти и детского творчества. Он вводит детей в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрыть творческие возможности, развивает речь, моторику, помогает адаптироваться даже самым застенчивым детям в обществе.
Продолжая работу по формированию у старших дошкольников связной речи учимся пересказывать, рассматривать картины, иллюстрации и составлять творческие рассказы от имени изображаемого предмета по воображению. В нашей группе оформлен патриотический уголок, исследовательский уголок, уголок творчества. Только при наличии большого, сформированного словаря ребёнок может описать увиденное. На занятиях по рассматриванию картин используем словесные, практические методы и приёмы: наблюдение, сравнение, беседа – рассуждение небольшие художественные произведения; Показателем сформированности связной речи может быть умение детьми самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сочинять загадки, небольшие сказки – небылицы. Для этого необходим большой словарный запас. Сначала дети сочиняют загадки по образцу. Словотворчество самый сложный этап развития речевого творчества детей. Для развития словотворчества вне занятия используются словесные игры, такие как «Было – будет», «Хорошо – плохо»….
Очень нравятся детям фото альбомы, которые мы оформляем после одноимённых выставок : «Моя дружная семья», «Мой четвероногий друг», «Отдыхаем всей семьёй»… они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а так же развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. Также в процессе реализации проектов создали альбомы,которые используем для составления рассказов по ним.
Путь молока к столу Молочные продукты
Создавая предметно-развивающую среду, я поставила перед собой задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству.