Воспитание санитарно- гигиенических навыков у детей раннего возраста Авторы: Беляева Т.В., врач- педиатр Марченко Т.В., медсестра г.Гай 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания Подготовила воспитатель: группы №11 "Малыш" Степанян Л.A.
Advertisements

Автор презентации : воспитатель Токунова Л. М.. Как приучить детей умываться ? Просто. Сами своим примером. Не забывайте мыть руки после прогулки, перед.
Формирование культурно- гигиенических навыков – основа здорового образа жизни МДОУ «Детский сад комбинированного вида 118 «Калинушка»
«Я сам!». Это значит, что малыш подрос и готов к самостоятельности. Развитие самостоятельности помогает закалять волю и формировать характер. Приучать.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. КРАТКОВРЕМЕННЫЙ; ГРУППОВОЙ ; ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.
Консультация (младшая группа) по теме: Психологический подход педагога к реализации задач по самообслуживанию.
Презентация классного часа для учащихся 1 класса на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Учитель начальных классов ГБОУ Саратовской области для.
НОЗДРИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 205.
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ «ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ» «Реализация задач образовательной области.
Игры ребёнка рядом со сверстниками Приучение к объединению в игре с другим ребёнком Ситуации, общение Использование фольклора Элементы театрализованной.
«Формирование культуры поведения через культуру быта» Организатор: воспитатель Мишенина С.А.
Личная гигиена дошкольника Презентация. Личная гигиена- это совокупность навыков и привычек, которые приобретают уже в дошкольном возрасте и применяется.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА по ЗОЖ. Краткосрочный (1 неделя); ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ; ГРУППОВОЙ.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ : « КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ » УГРЮМОВА О. В. МАМЕДОВА Р.
Личная гигиена – совокупность правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Презентация Тема: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.
Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста Выполнила Андреева М.В, Воспитатель МКДОУ Венгеровский детский сад 2.
Наши помощники в сохранении здоровья Режим дня Личная гигиена Движение, закаливание Правильное питание Врачи.
«Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребёнка»
Транксрипт:

Воспитание санитарно- гигиенических навыков у детей раннего возраста Авторы: Беляева Т.В., врач- педиатр Марченко Т.В., медсестра г.Гай 2013

Содержание: Навык или привычка Полезные и вредные привычки Признаки готовности ребенка к обучению Основные принципы обучения Как воспитать основные гигиенические навыки? Что может помочь родителям? Оценка результата

Навык или привычка Навыки условный рефлекс, то есть ответная реакция организма, возникающая в результате воздействия на него окружающей среды. Условный рефлекс (или навык) возникает в результате длительных упражнений. Воспитание ребенка и заключается в образовании условных рефлексов, или навыков Следует создавать необходимые условия для закрепления навыка и, наоборот, устранять все то, что может препятствовать его осуществлению.

Полезные привычки Овощи, фрукты и ягоды есть только мытыми. Пить только кипяченную воду Мыть руки перед едой Сидеть прямо, не горбясь аккуратно есть Аккуратно есть Одеваться и раздеваться, складывать в порядке одежду Класть вещи на место после использования Пользоваться носовым платком Очень трудно воспитывать у ребенка полезные привычки, если в семье нет единых к нему требований

Вредные привычки Держать во рту мелкие предметы Грызть карандаши ручки Шмыгать носом Ковырять в носу Ковыряние в ухе Разбрасывать вещи, игрушки

Основные принципы воспитания навыков Единства и целостности воспитательного процесса Последовательность Систематичность воспитания Повторность упражнений Рациональное распределение этих упражнений во времени Требовательность с уважением к детям Доверие к детям Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру.

Признаки готовности к обучению Ребенок остается сухим, по крайней мере, 2 часа подряд в течение дня или просыпается сухим после дневного сна Дефекация становится регулярной и предсказуемой Ребенок способен сидеть и самостоятельно ходить Понимает и использует слова, обозначающие процессы физиологических отправлений Ребенок способен имитировать действия взрослых Появляется потребность в выражении независимости

Гигиеническое воспитание Связанное с воспитанием характера, воли, дисциплинированности Подготавливает к трудовой деятельности Является в тоже время эстетическим

Воспитание характера, воли, дисциплинированности Родители следят за тем : чтобы ребенок всегда убирал свою постель делал утреннюю зарядку мыл ноги на ночь следил за одеждой в определенный час ел садился за уроки Тем самым воспитывают в нем аккуратность, дисциплинированность, приучают его к порядку

Трудовая деятельность Гигиеническое воспитание подготавливает к трудовой деятельности. Дети, убирая уголок с игрушками, рабочее место, застилая постель, не только помогают родителям, но и приобретают трудовые навыки

Эстетика Гигиеническое воспитание является в то же время и эстетическим. Приучая ребенка ухаживать за волосами, зубами, следить за чистотой тела, одежды, соблюдать чистоту в доме, родители постепенно воспитывают в детях любовь и стремление к красоте Грязное не может быть красивым!!

Как научить ребенка правильно ухаживать за полостью рта? У детей грудного возраста- очищение полости рта грудным молоком, обладающим бактерицидными свойствами Взрослые должны часто мыть игрушки, следить за тем, чтобы малыши во время прогулок не брали в рот поднятые с земли предметы Малышам после еды рекомендуется давать пить немного воды, для того чтобы смыть остатки пищи Надо взять немного воды в рот, слегка запрокинуть голову назад, на выдохе «побурлить» и сплюнуть Язык при этом высовывают как можно больше вперед, чтобы жидкость стекла к задней стенке глотки И так повторять вначале 23 раза, затем более трех раз в день В дальнейшем ребенка приучают полоскать рот водой утром, после еды и вечером

Гигиена носа 1,5-2 х летний малыш уже может самостоятельно пользоваться носовым платком и правильно сморкаться В более раннем возрасте выделения из носа удаляют с помощью резинового баллончика (спринцовки) Кончик баллончика слегка смазать вазелином. Вводят его в нос осторожно, предварительно сжав баллончик пальцами, на глубину не более одного сантиметра Разжимая пальцы, отсасывают содержимое вначале из одной, затем из другой половины носа. Отсасывают 23 раза в день в зависимости от количества содержимого При обильных выделениях из носа их удаляют с помощью жгутиков, вращательными движениями Нельзя одновременно закладывать жгутики в обе ноздри Надо помнить о том, что при проведении процедуры ребенок может вдохнуть кусочек ваты, марли, ветоши, что опасно для его жизни

Что может помочь родителям? Игры Картинки Диафильмы Чтение рассказов и стихов Беседы о показанном и прочитанном

Игра «водичка, водичка» Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания Оборудование : две куклы Ход игры : 1. взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо 2. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать?» - Надо вымыть куклам руки! 3. Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» 4. Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом 5. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Занятие «Вымой руки» Цель : учить ребенка мыть руки Оборудование : заяц резиновый Ход занятия: 1. Взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки« 2. Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды 3. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие «Сделаем лодочки» Цель : учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого Ход занятия : 1. взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий 2. засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!") 3. открыть кран 4. сложить ладони рук «лодочкой» 5. подставить руки под струю воды 6. закрыть кран 7. вытереть руки полотенцем 8. затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук

Занятие «Делаем прическу» Цель : учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз Оборудование : зеркало, расческа, нарядная кукла Ход игры : 1. взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» 2. взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому 3. дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз 4. в конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла

Занятие «Почистим зубки» Цель : учить ребенка чистить зубы Оборудование : две зубные щетки, стакан с водой, зеркало Ход занятия : 1. взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы 2. затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить 3. взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку: «Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!» В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка

«Носики - курносики» Цель : учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком Оборудование: индивидуальные носовые платки Ход занятия : 1. взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие 2. носовой платок в кармашке (достает платок из кармана) 3. Будем нос им вытирать (показывает действие с платком) 4. Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман) 5. Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком

«Убери со стола» Цель : формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки Оборудование: посуда, щетка, совочек Ход занятия : 1. взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу 2. при этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.» 3. затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем! 4. Ребенку дается возможность действовать самостоятельно

Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % - детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей. Диагностика перечисленных навыков проводиться один раз в год с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.

Критерии эффективности обучения навыкам Возраст Культура общения Культура деятельности Культурно- гигиенические навыки к 3 годам Возникают первые призывы – попытки привлечь взрослого с помощью голоса Сосредоточение, слежение, круговые движения, реакция на новизну Держит ложку, вытирает рот Сам просится на горшок Умывается Причесывается 3 – 4 года Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми. Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам. Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь. Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. после прогулки тщательно вытирать ноги лет Не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет.. Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели. Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.

А. С. Макаренко выдающийся советский педагог говорил: «Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то бывает, и поленились, запустили ребенка тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа перевоспитании уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и, больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется... Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно »