Основы шрифта и технологии графики Лекция 1. Тема 1. Ведение в дисциплину. Понятие о шрифтах. Терминология и система измерения Специальность 072500.62.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы шрифтовой графики Лекция 1. Тема 1. Введение. Понятие шрифта. Терминология. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра.
Advertisements

Основы шрифтовой графики Тема 6. Современные шрифты. Некоторые принципы построения шрифтов. Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом. Лекция.
Основы шрифтовой графики Тема 7. Классификация букв по способу начертания. Характеристики шрифтов. Психологические особенности восприятия рекламного текста.
Основы шрифтовой графики Тема 8. Группы шрифтов. Современная специальная терминология. Лекция 14. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Основы шрифтовой графики Тема 5. История развития русских шрифтов. Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь. Гражданский петровский шрифт. Лекция 11.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Основы шрифтовой графики Лекция 2. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основные правила оформления визуальной информации для детей Требования к шрифтовому оформлению Требования к изображениям.
ЧТО, ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО Текст и шрифт. Основные вопросы 1. Элементы шрифтов. Элементы шрифтов. 2. Виды шрифтов. Виды шрифтов. 3. Подбор шрифтов.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Основы шрифтовой графики Лекция 3. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
ПЛАНЫ. РАЗРЕЗЫ. РАЗВЕРТКИ. «Проектирование в дизайне среды» Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна доцент Месенева.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Основные понятия, связанные с текстом Тема 13. Теория.
Транксрипт:

Основы шрифта и технологии графики Лекция 1. Тема 1. Ведение в дисциплину. Понятие о шрифтах. Терминология и система измерения Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Курс лекций

2 Комплект текстовых знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т. д. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков. Термин "шрифт" (schrift, нем) включает в себя несколько понятий: Терминология Понятие шрифта

Терминология Система измерения шрифта 3 ТИПОМЕТРИЯ типографская система мер для шрифтов и наборных материалов, позволяющая составлять из них полосы и наборные печатные формы заданных размеров и рассчитывать в оригинале набор таблиц, формул и других сложных наборных элементов.

Терминология Система измерения шрифта 4 На сегодняшний день сложилось две системы измерения шрифта, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. Система Дидо В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо- американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо- американской).

Терминология Система измерения шрифта 5 Англо-американская система Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году еще раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке.

Терминология Система измерения шрифта 6 Unitединицакомментарий Inchдюйм 2,54 сантиметра Picaпайка Единица измерения шрифта и элементов полосы набора в Англо-американской типа метрической системе. Содержит 12 пунктов (~4,23 мм). Pointпункт 1/72 часть дюйма Anglo-American Points - В этой системе основные единицы измерения пункт (Point), равный 0,35146 мм (приблизительно 1/72 английского дюйма), В 80-х гг. ХХ в. фирма Adobe скорректировала величину пункта, сделав его равным точно 1/72 английского дюйма или 0,35278 мм. Компьютерные программы набора и верстки по умолчанию используют англо-американскую систему и пункт Adobe. Таким образом, фактически они стали мировым стандартом в Типографике.

Терминология Система измерения шрифта 7 Unitединицакомментарий Dido pointпункт Дидо Единица измерения шрифта и элементов полосы набора, принятая в Европе (кроме Великобритании). В системе Дидо пункт равен 0,3759 мм. Picaпайка Единица измерения шрифта и элементов полосы набора в Англо-американской типа метрической системе. Содержит 12 пунктов (~4,23 мм). Ciceroцыцеро Единица типа метрической системы Дидо, равная 12 пунктам, или 1/4 квадрата, и служащая для расчетов при наборе и верстке.

Терминология Словарь профессиональных терминов. 8 Кегль размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами. Здесь же учитываются и заплечики небольшой зазор над верхним и под нижним выносными элементами (понятие досталось нам "в наследство" от металлических литер). Пункты – единица измерения размера (высоты) шрифта. Один пункт равен 1/72 дюйма 1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм 0,376 мм (в системе Дидо);

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 9 Цицеро единица измерения ширины печатных строк. 1 дюйм = 6 цыцеро 1 цыцеро = 12 пунктов. 1 цыц. = 4,512 мм 4,5 мм; Интерлиньяж расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками.

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 10 Апрош межбуквенный пробел. Величина апрошей зависит от кегля: чем крупнее шрифт, тем плотнее кажется текст при одном и том же значении апроша.

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 11 Квадрат – равен 48 пунктам или 4 цыцеро. Единица измерения шрифтов и печатных полос. Равен 2/3 дюйма или 18,05 мм (в системе Дидо) Графема неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований. (Простейшая условная схема).

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 12 При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (4,22 мм).

Терминология. Сравнение размерного ряда типометрических систем англо-американской и системы Дидо 13

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 14 Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля шрифта. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов.

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 15 При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро - кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цыцеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.) Корпус - кегль 10 п. Боргес (гражданский) - кегль 9 п. Петит (маленький) - кегль 8 п. Нонпарель (несравненный) - кегль 6 п.

Терминология. Словарь профессиональных терминов. 16 Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю): Бриллиант (четверть цыцеро) - кегль 3 п. Диамант (полупетит) - кегль 4 п. Перл (жемчуг) - кегль 5 п. Миньон (любимый) - кегль 7 п. Миттель (средний) - кегль 14 п. Терция (одна треть квадрата) - кегль 16 п. Текст - кегль 20 п. Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.

Виды классификаций. Способы классификации шрифтов 17 По видам графической основы По способам полиграфической технологии воспроизводства На цифровых носителях По области применения

Классификация шрифтов по рисунку. 18 Шрифты по принципам их построения и наличию важнейших графических признаков (наличие засечек, их размер и форма, а также контрастность) делятся на несколько основных и дополнительных групп. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Гарнитура объединяет шрифты, различные по начертанию (курсив, жирное, полужирное)и размерам (кеглю), но с одинаковым рисунком.

19 Классификация шрифтов по назначению. В зависимости от графической основы различают шрифты: русский, латинский, греческий, готический, арабский, и др. К основным признакам шрифта можно отнести: рисунок; начертание очка; размер.

Классификация по графическому построению 20 По группам шрифты делят в зависимости от наличия: засечек, их размер и форма; контрастность шрифта.

Классификация по графическому построению 21 Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Гарнитура (семейство) шрифта все вариации шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном. В зависимости от начертания, шрифт в гарнитуре может быть светлым, нормальным, жирным, полужирным, прямым, наклонным, узким, широким и т. д. Гарнитура объединяет шрифты, различные по начертанию (курсив, жирное, полужирное) и размерам (кеглю), но с одинаковым рисунком.

Классификация шрифтов по ГОСТ 22 Виды шрифтов (группы) Группа медиевальных шрифтов Группа рубленных шрифтов (гротески) Шрифты группы брусковых Группа новых обыкновенных шрифтов Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

Классификация ГОСТ 23 Группа рубленных шрифтов (гротески) не имеют засечек, основные и соединительные штрихи у них одинаковой толщины, т. е. контрастность гарнитур К = 1. Аrial, Futura, Calibri П Р В А

Классификация ГОСТ 24 Группа Медиевальных шрифтов Имеют засечки классических пропорций Соотношение толщин основных и дополнительных штрихов, т. е. контрастность гарнитур К = ½; 1/3 Тimes, Baskerville А Б В Г

Классификация ГОСТ 25 Шрифты группы брусковых малоконтрастные штрихи. Засечки, близкие по форме к прямоугольнику, соединяются с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением

Шрифты группы обыкновенных контрастные (К = 3,5 9). засечки прямые, длинные, тонкие, перпендикулярные основным штрихам. В этой группе шрифтов гарнитуры Сенчури, Обыкновенная. Классификация ГОСТ 26 П Р В Н

Классификация ГОСТ 27 Группа шрифтов с едва наметившимися засечками несколько утолщены концы вертикальных штрихов. основные и соединительные штрихи близки по толщине (К=1), Октябрьская.

Рекомендуемая литература Живая типографика. Александра Королькова г. 2. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. Ян Чихольд. Издательство студии Артемия Лебедева, 2012 г. 3. Образцы шрифтов. Ян Чихольд. Издательство студии Артемия Лебедева, 2012 г

29 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.