Заповеди разумного воспитания для родителей
Чтобы вырастить ребенка хорошим человеком, надо тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства (Мария фон Эбнер-Эшербах).
Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит (Януш Корчак). Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог (Ж.-Ж. Руссо). Надейтесь на себя. В жизни есть два крепких якоря – работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести (Н.М. Амосов)
Заповедь первая Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.
Заповедь вторая Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели – это его цели.
Заповедь третья Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвертая Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему; разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги к цели.
Заповедь пятая Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а «Ты – молодец, потому, что …».
Заповедь шестая Если же ребенок делает какое- то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
Заповедь седьмая Оценивайте поступок, а не личность – ведь это не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Ваше замечание по поводу ошибки или поступка должны быть краткими и определенными.
Заповедь восьмая Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь ему или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.
Заповедь десятая Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.