Внутренние Внешние Это отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.
Ребёнок теряет уверенность в себе, перестаёт верить в собственные силы (внутренняя потеря) Утрата людей, предметов, представлений, ранее удовлетворяющих потребности. - Утрата людей, предметов, представлений, ранее удовлетворяющих потребности. - Умер близкий человек, сгорел дом…(внешние потери)
Депривация Виды депривации: материнская, сенсорная, двигательная, психосоциальная, эмоциональная Лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Наиболее характерные черты депривационного синдрома: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства
Двигательная депривация Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале 20 века. Этот феномен впервые систематически, описанный и проанализированный ам. исследователем Р.Шпитцем, был им назван феноменом госпитализма, (страдание от бедной стимульной среды)
У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. В следствии изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия контактов с внешним миром вызывают у человека психические нарушения. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.
Дети, двигательная активность которых была сильно ограничена, испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности. Стереотипное раскачивание – это результат условий содержания, лишенных возможности нормально двигаться. Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.
Эмоциональная депривация Первые реакции на привязанность – основа будущих отношений: Первая привязанность младенца к маме проходит в своём формировании несколько фаз, которые закладывают фундамент будущего развития. С ровесниками Родственниками или другими взрослыми Супругами или возлюбленными.
Этапы эмоционального развития младенца (в рамках первых отношений с окружающими)
Приспосабливание и интерес к миру.(0-3 мес.). На этой стадии младенцы не проводят различия между теми, кто о них заботиться Влюблённость –(от 2 до 7 месяцев)(улыбаемся всему миру) Появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 мес.), новые эмоции: ГНЕВ, ПЕЧАЛЬ, РАДОСТЬ Развитие интенциональной коммуникации (от 3 до 10 мес.) дитя-мать, отец, бабушка и т.д.)
Развитие эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев). Появляются социальные эмоции: сочувствие, смущение, стыд, гордость и вина. Эмоциональное мышление – базис для развития фантазии и самооценки – от 30 до 48 месяцев. Дети способны понять, чего ждёт от него, заботящийся о них человек, а затем попытаться изменить своё поведение так, чтобы удовлетворить эти ожидания и тем самым достичь своих целей.
Само присутствие разных людей около ребёнка ещё не закрепляет эмоционального контакта. Ребёнок способен к запоминанию, а следовательно, к распознанию слишком большого числа людей и факт присутствия их вокруг него влечёт за собой возникновению чувства прямо противоположного эмоциональному контакту: чувство потерянности и одиночества, которым связан страх.
Тип А (тревога – избегание) 20 % Тип С (тревога – амбивалентность)10% Тип В (надёжная привязанность)70%
3. Отчуждение – формирование различного рода защиты для компенсации утраты. Большая мягкая игрушка, телесный контакт, комната тишины Отделение от матери (сепарация – массированная материнская депривация) Эмоция страха 1. Протест – энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. 2. Отчаяние –горе и рыдания (особенно на 2- годах жизни) Длительное время горюет, отвергает еду, стонет, может впасть в апатию. Его психическое развитие регрессирует
Когда дети растут в полной разлуке с матерью, это может привести к возникновению заболеваний ребёнка: психопатия, депрессия, различного рода фобий (сильных, устойчивых страхов)
Обобщённый портрет этого типа личности можно представить следующим образом: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОТСТАВАНИЕ НЕУМЕНИЕ ВСТУПАТЬ В ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ВЯЛОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ АГРЕССИВНОСТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Существуют 2 непременных условия возникновения у ребёнка базового доверия к миру: Теплота материнской заботы и её постоянство Теплота материнской заботы и её постоянство
Подростки потерявшие мать сразу после рождения отличаются от сверстников осиротевших в 6 мес. возрасте и позднее! Становятся правонарушителям и характеризуются антисоциальным поведением Замкнуты и неконтактны
1. Лишения отношений привязанности 2. Воспитывается в детском доме многими людьми 3. Вынужден провести много времени в больнице 4. Начал устанавливать с кем-то тесные отношения и был внезапно разлучён с этим человеком
В результате: Устойчивое нежелание вступать в контакт Неразборчивая общительность
Обратимы ли последствия депривации?