Словарно-орфографическая работа Стреми́ться бесе́давать посети́ть ра́порт салю́т и́изредка издалека́ Составьте с данными словами словосочетания. Укажите смысловую связь.
Работа над средствами связи в словосочетании Слушать в аудиториях, красивые горы, отвечать иизредка, домашняя работа, отплывает в тумане, Выполнить аккуратно, расстроиться из-за неудачи. Распределите словосочетания на группы по средствам связи: 1. Окончание прилагательного. 2. Окончание существительного с предлогом или без него. 3. По смыслу.
Работа по распознаванию видов словосочетаний. Спишите словосочетания. Обозначьте, какой частью речи выражены главные и зависимые слова. Составьте схемы. П р и м е р: простой карандаш (прил. + сущ.) Старый календарь, написать картину, громко кричать, дом в деревне, ароматный персик, клубились на горизонте, калина красная, развести костер, говорить серьезно, чисто вымыть, книга на парте. Прил.Сущ.
Определите вид словосочетания. Голубая ель, чудеса в решете, шел по тропинке, остановка на углу, петь в тишине, дружили долго, ставить аккуратно, аккуратный мальчик, теплое утро, одеться тепло, шорох гравия, шум реки.
1. Что нужно помнить при определении вида словосочетания? 2. Что нужно знать о главном слове? 3. О каких видах словосочетаний вы узнали?
Работа по распознаванию именных и глагольных словосочетаний. С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки… И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: – С добрым утром! С. Есенин Найдите в стихотворении примеры словосочетаний, заполните таблицу.
– Что значит «свет румянит сетку небосклона» или «задремли звезды золотые»? – Можно ли считать одинаковыми по значению словосочетания звезды золотые, звезды из золота? Почему? – Какие из них более яркие, образные?
Самостоятельная работа Запишите только схемы словосочетаний. 2 вариант Радуюсь солнышку, красиво поет, зеленая лента, чудное мгновенье, сшить аккуратно. 1 вариант Помогать старушке, крылечко избы, красивая брошь, смотреть нежно, отплыть от причала.
Фронтальный опрос 1. Из скольких частей состоит словосочетание? Назовите эти части. 2. Является ли грамматическая основа словосочетанием? 3. Что называется грамматической основой предложения? 4. Может ли в словосочетании типа( гл. + нареч.) возникать грамматическая связь? 5. Какие связи возникают в словосочетании? 6. Как установить смысловую связь в словосочетании? 7. С помощью чего выражается грамматическая связь? 8. Чем словосочетание отличается от слова? 9. Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?
Домашнее задание: § 26; упр. 126.