Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.
Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения. Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми ясельной группы?
Посадим ребятишек в удобном месте. Приготовим для каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу бибабо. Уточним с детьми, где находится язычок и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомим малышей с некоторыми упражнениями органов артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты трубочкой, язычок поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щелкает и т. д. Затем начнем интересную игру. Я предлагаю уважаемым педагогам и родителям свой вариант под названием «Веселый зоопарк». Дети выбирают понравившуюся игрушку и выполняют задание под речевое сопровождение взрослого.
Рыбка ротик открывает говорить она желает дети широко открывают и закрывают рот Лосенок высунул язык, Он долго бегать не привык. дети, открыв рот, улыбаются, показывают широкий расслабленный язык
Наш тигренок не кусается, Нам тигренок улыбается. Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы Тянет слоник хоботок, Так он воду достает. Дети вытягивают губы трубочкой
Тише, киске нелегко Она лакает молоко. Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперед-назад. Шейку вытянул гусак. Вот так, вот так! Дети вытягивают вперед узкий кончик языка. К нам лошадка скачет! Что же это значит? Дети щелкают языком, широко открыв рот.
Обезьянка-озорница Может целый день дразниться! Дети, улыбаясь, произносят «пя-пя-пя», зажимая губами широкий кончик языка. Мишка очень любит мед, Он его сейчас слизнет. Дети, открыв рот, облизывают верхнюю губу. На обед себе лягушка. Ловит комара и мушку. Дети, кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касаются верхней губы.
Попугай волнистый мой вечно крутит головой! Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо-влево. Эта пандочка - толстушка Настоящая болтушка! Дети, открыв рот, выполняют вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы. У жирафа голова, достает до потолка. Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего неба.
А щенок по кличке Шарик Все гонял воздушный шарик. Толстой лапой Шарик топнул, И воздушный шарик лопнул. Дети надувают и сдувают щеки. А у ежика иголки Ох, как колки! Дети дотрагиваются кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки.
При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, воспитатель или мама выполняет упражнения вместе с детьми. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением занимающихся. Выбирая игрушки, дети сами определяют последовательность заданий и поэтому чувствуют себя самостоятельными и свободными. Благодаря такой организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении. Успехов вам!