Подготовка к ЕГЭ. Тема : " Изобразительно - выразительные средства языка "
Что такое изобразительно-выразительные средства? Изобразительно - выразительные средства языка - это тропы и стилистические фигуры. Тропы - это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония.
Строки из художественных произведений. Тропы Назначение "Чахлая рябина мокнет под дождём" "Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела" "В саду горит костёр рябины красной" "Заря алая улыбается" "Съел три тарелки" "И слышно было до рассвета, как ликовал француз" "Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед"
"В сто сорок солнц закат пылал" "Мальчик с пальчик" "За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил"
Строки из художественных произведений. Тропы Назначение "Чахлая рябина мокнет под дождём" эпитет помогает зримо представить предмет "Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела" сравнение делает зримым отвлечённое понятие "В саду горит костёр рябины красной" метафора образное выражение превращается в реальную картину "Заря алая улыбается"олицетворение усиливает выразительность речи "Съел три тарелки" метонимия употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи "И слышно было до рассвета, как ликовал француз" синекдоха для выразительности речи "Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед" перифраза заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова
"В сто сорок солнц закат пылал" гипербола чтобы преувеличить значение, обратить внимание "Мальчик с пальчик" литота для эмоциональной оценки "За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил" ирония даёт отрицательную оценку предмета или явления
Определить тропы в стихотворении Ф. Тютчева " Осенний вечер " Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть : Зловещий блеск и пестрота дерев Багряных листьев томный, лёгкий шелест Туманная и тихая лазурь Над грустно сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье - и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.
Дать определение стилистической фигуры Синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания Перечислите стилистические фигуры. Анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание, парцелляция
Строки из художественных произведений. Стилистические фигуры Назначение "Всё моё", - сказало злато; "Всё моё", - сказал булат; "Всё куплю", - сказало злато; "Всё возьму", - сказал булат" "Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь" "Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас" "Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле" "Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!"
"О России петь - что стремиться в храм. О России петь - что весну встречать" "Зверю - берлога, Страннику - дорога" "Нет, я хотел, быть может, вы:" "Этим летом я видел море. Первый раз". "Швед, русский колет, рубит, режет" "И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы"
Строки из художественных произведений. Стилистические фигуры Назначение "Всё моё", - сказало злато; "Всё моё", - сказал булат; "Всё куплю", - сказало злато; "Всё возьму", - сказал булат" анафора, эпифора для усиления предшествующего слова "Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь" антитеза, риторическое восклицание, риторическое обращение для создания контраста "Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас" градация производит впечатления нарастания или убывания "Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле" инверсия расположение слов в особом порядке для усиления выразительности "Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!" оксюморон придаёт оригинальность
"О России петь - что стремиться в храм. О России петь - что весну встречать" синтаксический параллелизм одинаковое построение предложений "Зверю - берлога, Страннику - дорога" эллипсис придаёт речи живость "Нет, я хотел, быть может, вы:" умолчание сознательная недосказанность, чтобы читатель дорисовал картину "Этим летом я видел море. Первый раз". парцелляция часть предложения отделяется от основной, чтобы сосредоточить внимание "Швед, русский колет, рубит, режет" бессоюзие показывает динамику "И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы" многосоюзие подчёркивает однородность, придаёт выразительность
Вспомнить и назвать звуковые средства выразительности. Вспомнить и назвать звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс.
Определить стилистические фигуры в стихотворении М. Цветаевой " Глаза " Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза Зелёные - солёные - Крестьянские глаза. Была бы бабою простой - Всегда б платили за постой - Всё эти же - весёлые - Зелёные глаза. Шёл мимо паренёк с лотком : Спят под монашеским платком Смиренные - степенные - Крестьянские глаза. Привычные к степям - глаза Привычные к слезам - глаза Что видели - не выдадут Крестьянские глаза !