Круглий стіл з педагогіки 13 листопада 2014 р.
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ И БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Докладчики: К.фарм.н., асс. Лукьянова Л. В. К.фарм.н., доц. Андреева С. В. Харьков – г.
ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Имидж, внешний вид, начинает говорить раньше за вас. В каждом человеке заложена способность нравиться другим. Как показывают исследования, чем больше применяется усилий в проявлении способности нравиться другим, тем ярче будут проявляться профессиональные, интеллектуальные, художественные и другие качества личности.
Говоря о внешнем виде человека и, в частности, педагога более приемлемо употребление термина «имидж». Имидж – это рассказ о себе Имидж – это искусство быть красивым Понятие имидж происходит от лат. imitari, что означает имитировать, а в переводе с англ. image означает образ, выражение; визуальная привлекательность. Имидж включает в себя также умение выглядеть, искусство говорить и слушать. Имидж – это образ человека, который складывается не только из его внешнего вида (одежда, украшения, прическа, макияж), но из осанки, походки, манер и т. д. Имидж современного педагога
Составляющие профессионального имиджа – визуальный образ (культура внешнего вида, манер, в том числе принципов и правил этикета); – внутренний образ (психотехника); – вербальный образ (культура речи, включая речевой этикет); – актерский образ (актерское умение)
Имидж современного педагога Составляющие имиджа имеют определенное воздействие на сотрудничество с людьми и эффективность совместной работы. В частности, профессиональная деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа – профессиональные качества человека (формы обращения, профессионализм, энергичность, темперамент, выразительность); энергичность, умение принимать правильные и быстрые решения; эмоции (положительные или отрицательные), которые преобладают в общении, эмоциональность; внутренняя составляющая (интеллект, образованность, цели и средства их достижения, интересы, эрудиция, эмоциональность (какие положительные или отрицательные эмоции преобладают в общении)); внешняя составляющая (внешность, манеры, походка, голос, мимика, одежда, украшения, прическа)
Структура имиджа преподавателя Личностные качества – мировоззрение, нравственность, кругозор и эрудиция, духовная культура, оптимизм, эмоциональная устойчивость, выдержка, настойчивость, терпение и доброжелательность – имеют определяющие значения для восприятия преподавателя студентами. Установки преподавателя воспринимаются студентами как положительные лишь при условии высокого уровня психологической и педагогической культуры личности преподавателя.
Составляющие имиджа В имидже преподавателя доминирующей является его сущностная характеристика как личности. Другие составляющие элементы имиджа преподавателя рассматриваются на нескольких уровнях, учитывая степень их воздействия. Первый уровень – морально-этические качества педагога, которые выступают сущностной характеристикой его личности. Второй уровень – профессионализм и деловые качества, в которых он проявляется. Третий уровень – внешние данные: личная привлекательность, которая является следствием взаимодействия многочисленных составляющих, начиная с культуры одежды и заканчивая манерами поведения и общением. Это требует от преподавателя постоянной работы над собой, самосовершенствования, самореализации.
Внешняя привлекательность, по мнению большинства людей, включает следующие признаки часто и охотно улыбаются; естественно себя ведут; веселые; знакомы с этикетом и следуют ему; уверенные в себе; дружелюбные; легко контактируют с другими людьми. Привлекательные люди:
Элементы имиджа Как человек выглядит. Одежда, аксессуары, прическа и др. свидетельствуют о его статусе, а также об уровне достатка; физическое состояние, осанка: показывают отношение к своему здоровью и телу. Прическа и обувь – главные акценты имиджа. Умения подобрать прическу в соответствии с овалом лица, с помощью макияжа скрыть недостатки и небольшие дефекты на лице, подчеркнуть достоинства своей внешности важны для педагога. Как и что человек говорит. Культура речи, поведения свидетельствуют о его умении понятно излагать информацию;
Элементы имиджа Деловые качества – профессионализм, точность, пунктуальность. Поступки и дела человека, а также то, как он взаимодействует и общается с другими людьми; отражают его интересы и ценности, отношение к людям; целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных целей и т. п. Оформление его кабинета или офиса может рассказать о состоянии его дел и вкусах. Окружение, круг ближайших друзей и т. д.
Одежда преподавателя Должна быть удобной. Должна быть индивидуальной – с сохранением академического, классического, делового стиля.
Важной составляющей имиджа преподавателя является речь, а также: – навыки ораторского искусства; – умение говорить; – умение слушать собеседника; – правильный темп речи, тембр голоса. Правильно поставленная речь способствует коммуникации. Психологи советуют: «Послушайте свой голос и подумайте, как он должен звучать в аудитории».
Характеристика хорошего голоса – Мелодичный – Уверенный – Приятный – Спокойный – Выразительный – Звучный – Доброжелательный – Естественный
Характеристика плохого голоса Резкий Гнусавый Плаксивый Раздраженный Неуверенный Напряженный Монотонный Слабый Тихий Хриплый
Личностный бренд включает: Статус Репутация Визуальный образ Особенности внешности Стиль Деловой гардероб Позитивный имидж необходим: для моральной и психологической удовлетворенности; успешности; самореализации.
Советы психологов Семь шагов технологии успешного имиджа педагога 1 шаг: выбрать правильные жизненные цели; 2 шаг: сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, и, соответственно, анализ того, что хочешь и можешь изменить к лучшему; 3 шаг: развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки. Для этого необходимо устранить элементы невротического поведения, которые никогда не сделают вас успешным!;
Семь шагов технологии успешного имиджа педагога 4 шаг: самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование, постоянное повышение своего профессионального уровня, расширение кругозора и т. п.; 5 шаг: найти методы мотивационной готовности к успеху, научиться радоваться за себя и за других; 6 шаг: развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех; 7 шаг: работать над своим душевные качествами. Без соблюдения нравственных законов путь к успеху невозможен!
Имидж преподавателя – это целостный образ педагога, который мы демонстрируем окружающим. Положительный образ преподавателя создает ощущение гармонии его личности. Он начинается с аккуратной одежды и не заканчивается манерами общения. Благодаря этому создается естественность и искренность восприятия личности преподавателя. ***************************************** В программе круглого стола обсуждение сотрудниками кафедры предлагаемой темы
Рекомендуемая литература 1. Браун Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – СПб.: Питер, – 192 с. 2. Волкова В. В. Имиджелогия: учеб.-метод. пособ. / В. В. Волкова. – Ставрополь: Сев КавГТУ, – 166 с. 3.Имиджелогия: как нравиться людям: учеб. пос. / под. ред. В. М. Шепель. – М.: Народное образование, – 575 с. 4. Калюжный А. Ф. Психология Формирования имиджа учителя: учеб. пособ. / А. Ф. Калюжный. – М.: Владос, – 224 с. 5. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, – 193 с.
Рекомендуемая литература 6. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособ. / Е. Б. Перелыгина. – М.: Владос, – 222 с. 7. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г.Почепцов. – М.: Рефл-бук, – 576 с. 8. Современный этикет / сост. И. А. Сокол. – Х.: Фолио, – 477 с. 9. Ушакова Н. В. Имиджелогия: учеб.пособ. / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. – М.: Дашков и К, – 280 с. 10. Черепанова В. Н. Введение в педагогическую имиджелогию: учеб. пособ. / В. Н. Черепанова. – Тюмень: ТГНГУ, – 222 с.