2 Софья Львовна Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормы стихосложения Презентация по дисциплине Введение в литературоведение
Advertisements

Стихи и проза, их различие.. Слово « проза » происходит от латинского prosa - прямая. Это свободно движущаяся прямо вперёд речь. Стихи – от греческого.
Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ сааб КОЛЬЦЕВАЯ абба ПЕРЕКРЕСТНАЯ баб.
Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Двухсложные размеры стихотворения. Изучаем лирический род литературы.
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Мчатся тучи, вьются тучи 1234.
Презентация разработана учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 20 г. Серова Свердловской обл. Е.Н. Коноваловой.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация "Двусложные размеры стиха"
Маркова Т.Д. учитель русского языка и литературы.
Cтихотворные размеры Урок стихосложения Двухсложные размеры Хорей - размер стиха с ударением на нечётных слогах Нелюдимо наше море, День и ночь шумит.
Размеры стиха Подготовка к ЕГЭ по литературе. Буря мглою небо кроет Стопа Хорей двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог хорей А. С. Пушкин «Зимний.
Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1). Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила.
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Понятие рифмы. Буря мглою небо кроет, Стопа стихотворный Метр размер Вихри снежные крутя… Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Стихотворная речь Размеры стиха Учитель: Васильева В. В. ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»
Стихи Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных.
РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Силлабо-тоническая система : в ней ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Чем отличаются стихи от прозы? Ритм Строфа Стих Рифма.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
О стихотворной речи. Меня когда спросят : « Откуда родом ты? Корни твои с чем связаны?» Я тихо отвечу: «Мои мысли и песни Связаны с Петровским Заводом».
Транксрипт:

2 Софья Львовна Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО»

Стихи и проза Стихи отличаются от прозы наличием ритма. Ритм - периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки. Системы стихосложения: Силлабическая, в основе которой лежит одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (обычно 11 или 13). В середине строки цезура - внутристиховая пауза. Тоническая, в которой ритмичность создается упорадоченностью расположения ударных слогов среди безударных, при этом учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих).

Силлабо-тоническая, основанная на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Единицами измерения выступают стопы. Стопа – «единица длины» стиха - повторающееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.

Хорей - двухсложный с ударением на первом слоге: /- /- /- /- БУ ра мгл Ою н Ебо кр Оет… / - /- / - / - Ямб – двухсложный с ударением на втором слоге: -/ -/ -/ -/ ПорА, порА, рогА труб Ят… - / - / - / - /

Д актиль – трехсложный с ударением на 1-м слоге: /- - /- - /- ВЫрыта з Аступом Яма клуб Окая / - - / - - / - - / - - Ам фибрахий – трехсложный с ударением на 2-м слоге: -/- -/- -/- В клуб Окой тесен Ине Дарь Яла… - / - - / - - / - А напест - трехсложный с ударением на 3-м слоге: --/ --/ --/ Разъезж Аются г Ости дом Ой… - - / - - / - - /

Пиррихий – пропуск ударения в стопе: Белеет парус одинокий - / - / / - В тумане мора голубом!.. - / - / / На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.

Спондей – «лишнее» ударение в стопе: Что ищет он в стране далёкой? / / - / - / - / - Что кинул он в краю родном?.. / / - / - / - / Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

Вольный (неравностопный) стих - разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно (чаще всего «вольные ямбы» - в баснях и др.) Проказница-мартышка, - / / - Осел, - / Козел, - / Да косолапый Мишка / - / - Затеяли сыграть квартет… - / / - /

Дольник (паузник) - стихотворный размер, занимающий промежуточное положение между силлабо-тонической и чисто тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных и слабых слогов, но объём интервалов, в отличие от силлабо-тонических размеров, не постоянный и колеблется в диапазоне 12 слогов. Смуглый отрок бродил по аллеям, / - / - - / - - / - У озёрных грустил берегов, - - / - - / - - / И столетие мы (..) лелеем - - / - - / (-) - / - Еле слышный (..) шелест шагов. / - / - (-) / - - / (А.Ахматова)

Акцентный (тонический) стих - вид свободного стиха, его ритм основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ними. Сл Ушайте, тов Арищи пот Омки, агит Атора, горл Ана-главарЯ. ЗаглушА по Эзии пот Оки, я шагнУ через лир Ические т Омики, как жив Ой с жив Ыми говорЯ. В.Маяковский

Белый стих стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: Приди открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и темной, И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» А далеко, на севере в Париже Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идет и ветер дует. А нам какое дело? слушай, Карлос, Я требую, чтоб улыбнулся ты... А.С. Пушкин "Каменный гость"

Свободный стих (верлибр) – стих, не имеющий размера, жёсткой ритмической и рифмовой композиции, делится на стихотворные строчки только по интонационному признаку. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорадоченность ударений и между ударных интервалов обособляют его от строгих стихотворных форм.

Она пришла с мороза, - / - / - / - Раскрасневшаяся, - - / Наполнила комнату - / - - / - - Ароматом воздуха и духов, - - / - / / Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А.Блок)

точная, приблизительная богатая, бедная мужская – ударение на последнем слоге женская – ударение на предпоследнем слоге дактилическая – ударение на 3-м слоге с конца гипердактилическая - ударение дальше третьего от конца слова слога белый стих – стихи без рифмы

смежная (парная) – сааб перекрестная – баб охватная (опоясывающая, кольцевая) - абба

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я. И гордо творческая дума На сердце зрела у меня. ямб

По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. амфибрахий

В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далёких чуждых стран. хорей

Не дождаться мне, видно, свободы, А тюремные дни будто годы; И окно высоко над землёй, И у двери стоит часовой. анапест

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно, и стыдно. дактиль

На скамеечке у дома Целый день рыдает Тома. Хорей четырехстопный Сусальным золотом горат В лесах рождественские ёлки; Ямб четырехстопный Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Хорей четырехстопный

Не стану я жалеть о розах, Увядших с легкою весной. Ямб четырехстопный Бура на небе вечернем Мора сердитого шум Дактиль трехстопный Заходите, пожалуйста. Это Стол поэта. Кушетка поэта. Анапест трехстопный

- группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.

простейший вид строфы из двух стихов, обычно синтаксически и интонационно законченных (отличать от двух строк со смежной рифмой в других строфах). Всех, кто утром выйдет на простор, Сто ворот зовут в сосновый бор. Меж высоких и прамых стволов Сто ворот зовут под хвойный кров. С.Маршак

Терцет - трехстишие с видами рифмовки: ААА или ААБ ВВС ДДГ и т.д Терцетами написана «Божественная комедия» Данте: Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

- Четверостишие с удвоенным 3-м или 4-м слогом с рифмовкой АБААБ или АБАББ Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

- восьмистишная строфа с системой рифмовки аб аб аб сс. Четырестопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. А.С.Пушкин

- 14-строчная строфа с рифмовкой: AAбб ВВгг ДееД жж (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными мужская).