Семинар : «Два полюса общения» семья и школа
Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью В.А.Сухомлинский
для ребёнка – это «образ матери, несущей любовь, милость, защиту и образ отца, дарующего питание, справедливость и разумение» И.Ильин «О семье» Одна из важнейших функций семьи - благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности
Семьи: 1) родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких, как правило, немного. 2) родители, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы (таких родителей большинство); 3) родители, которые и не хотят, и не могут заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее, социальной стихии (таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей «группы риска», «трудных», склонных к девиантному поведению).
Изучение семей 1. Всего семей в школе 2. Многодетные семьи 3. Неполные семьи 4.Социально-неблагополучные 5. Воспитывающие опекаемых детей
«Возьмёмся за руки, друзья!» СЕМЬЯ + ШКОЛА = СОТРУДНИЧЕСТВО
ЦЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ: создание особого уклада школьной жизни для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующего самоопределению и самореализации школьника.
Функции работы школы с родителями -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно воспитательного процесса; -психолого-педагогическое просвещение и образование родителей; -вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; - помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях; - взаимодействие с родительскими общественными организациями.
1. Изучение воспитательных возможностей семьи: -общие сведения о родителях; -жилищные условия, материальная обеспеченность; -общие сведения о детях; -интересы, уровень воспитанности; -воспитательные возможности семьи; -уровень педагогической культуры родителей; -микроклимат в семье; -семейные традиции. 2. Совместная воспитательная деятельность. 3. Анализ воспитательных воздействий на учащегося со стороны родителей и педагога
Формы взаимодействия школы с семьей ИНДИВИДУАЛЬНЫЕКОЛЛЕКТИВНЫЕ 1. Беседы 2. Консультации 3. Посещение семьи учащегося 4. Общение по телефону 5. Общение через интернет 6.… 1. Родительские собрания 2. Открытые уроки для родителей 3. Дни открытых дверей 4. Родительские конференции 5. Круглые столы 6. Работа с родительским активом 7. Совместные мероприятия 8. Родительские лектории 9. Совместные экскурсии 10.…
Воспитательные функции равномерно распределены: -профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, - родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций.
Принципы общения семьи и школы - сотрудничество; - такт; - взаимодействие; - взаимоуважение; - взаимопомощь и взаимоподдержка; - терпение и терпимость.
Критерий эффективности взаимодействия семьи и школы (продолжение) Сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства. Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
Как учителю организовать беседу с родителями? 1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе. 2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов. 3. Взаимодействие быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Так как сидя за столом, он ставит себя в позицию начальника, а не партнера. 4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя. 5. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он не поймет отношения к нему родителя. 6. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчуждение. 7. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
Посещение семьи ученика 1. Заранее сообщить родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться не подготовленной и будет поставлено в неловкое положение. Тогда психологический микроклимат для общения будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится. 2. Не навреди! Обязательно думайте о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.
Правила реализации принципа единства воспитательных воздействий 1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако он всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Требования должны быть едиными и не противоречить друг другу. 2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. 3. Необходимо поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, согласовывать воспитательные воздействия. 4. Воспитатель должен быть воспитан сам. 5. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или наоборот. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия. 6. Иногда воспитатель не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других воспитателей и т.п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относится к авторитету коллектива. 7. Практическая реализация принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеурочное время. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться 8. Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов, Воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми.
Выводы: Правильная организация свободного времени, оказание нужной помощи родителям и взаимопонимание должно привести: к отсутствию обучающихся, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; -к уверенности родителей, что на каждую проблему они получат ответ, совет, поддержку. Ибо за спиной учителя родитель чувствует заботу о себе, верит, что его заботы и тревоги не безразличны педагогическому коллективу.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка Хвалят Поощряют Одобряют Целуют Обнимают Ласкают Симпатизируют Сопереживают Улыбаются Восхищаются Делают приятные сюрпризы Положительные эмоции Отрицательные эмоции Упрекают Подавляют Унижают Обвиняют Осуждают Отвергают Одергивают Позорят Читают нотации Лишают чего-то необходимого Шлепают Ставят в угол
Дело воспитания оттого только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Л.Н. Толстой
Во все времена мудрость воспитания состояла в умелом маневрировании между крайностями, и лишь на золотой середине произрастали по истине ценные плоды. Так пожелаем же друг другу такой мудрости!