Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива. В.А. Сухомлинский Семинарское занятие по теме: «Педагогический конфликт между преподавателем и обучающимся» Разработчик: Строкова В.Н., методист 2010 г.
Задачи семинара: Выработать правила, помогающие избежать конфликта; Выработать правила разрешения конфликтной ситуации; Проанализировать роль классного руководителя при разрешении конфликтной ситуации в группе.
Педагогический конфликт Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликт возникает если есть: Участники; Противоречие (проблема); Инцидент (действие, провоцирующие обострение противоречий); Конфликтная ситуация (противоборство сторон).
Как удержаться от конфликта, если вас задели за живое? Советы учащихся Надо успокоиться. Не обращать внимания. Обдумать ситуацию. Досчитать до 10. Съесть шоколадку. Выпить стакан воды. «Прокричаться» где – нибудь в другом месте или поплакать. Не «нарываться» Держать себя под контролем Мнение педагогов: Будьте принципиальны, не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не критиканствуйте. Чаще улыбайтесь. Не будьте самонадеянны. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности, не умоляйте способности и возможности других. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции.
Что делать, если вы заходите в класс, где есть «раздражитель»? Как подготовиться? Не слушать его. Не реагировать. Не общаться с ним. Избегать его. Попробовать подружиться с ним. Думать о приятном (отвлечься). Попытаться выслушать и понять. Применить чувство юмора. Отвечать ему в его стиле. Не говорить сразу со взвинченным, возбужденным человеком. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место». Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре. Будьте выше мелочных разборок.
Разрешение конфликта: Процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация отношений.
Что должен сделать учащийся, если произошел конфликт с учителем? Мнение учащихся Выслушать учителя. Не спорить с учителем («Учитель всегда прав»). Промолчать. Если учитель прав, то извиниться; в остальных случаях – не реагировать. Искать компромисс. Класс должен все обсудить и принять решение. Если учитель виноват, объявить ему бойкот.
Что должен сделать учитель, если произошел конфликт с учащимся? Мнение учащихся Перевести разговор на другую тему. Шутить. Проанализировать свои действия. Искать компромисс и способ примирения. Встать на место ученика. Поговорить с учеником после урока. Извиниться. Забыть обиду. Не обращать внимание или уволиться. Мнение педагогов За развитие и способ разрешения конфликта отвечает педагог! Необходимо помнить, что дети усваивают стратегию и стиль поведения учителя, способ разрешения конфликта (т.е. необходимо не забывать о «воспитывающем» эффекте конфликтной ситуации). Стиль поведения – сотрудничество и компромисс.
Что должен сделать классный руководитель, если произошел конфликт? Должен поговорить с учителем, классом. Должен вмешаться и помочь найти компромисс. Должен разобраться в ситуации. Примирить стороны. Поддержать и защитить учеников. Выступить в роли судьи. Если ничего не может сделать, то лучше не участвовать.
Особенности педагогических конфликтов Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т.к. учебное заведение, в котором учиться ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видеться по разному), поэтому учителю и воспитателю не всегда легко понимать глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями.
Ситуация 1. «Педагог – педагог» Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат – опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т.к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из – за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.
Ситуация 2. «Педагог – ученик» Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Воспитатель авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он.
Ситуация 3. «Педагог – родитель» Воспитатель в дневнике учащегося сделал запись «Поведение в столовой – «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а воспитатель не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.
Технология общения (по Д. Карнеги) 1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2.Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.