Подготовила: Ильина В. А. учитель изобразительно искусства и черчения МОУ «Гимназии 1», Рузаевского муниципального района
Образовательные: дать представление о языческих богах древних славян, познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; раскрыть идею произведения А.Г. Веницианова «На пашне, Весна». Развивающая: развивать творческое воображение, графические навыки и умения работать коллективно; совершенствовать навыки изображения людей в движении; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка.) Воспитательная: воспитывать интерес к традициям русского народа, любовь к своей родной земле. Оборудование урока. Для учителя – методические таблицы, репродукции. Для учащихся: большие листы бумаги, графические материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, палитры, тряпочки, баночки для воды. Зрительный ряд: репродукция Б. Кустодиева «Праздники в деревне», иллюстрации с изображением языческих богов древних славян, репродукция картины А.Г. Веницианова «На пашне. Весна». Литературный ряд: Русские пословицы, связанные с праздником и весельем. Музыкальный ряд: запись русских народных песен, праздничных припевов.
III. Беседа о произведениях изобразительного искусства. - Б. Кустодиев «Праздники в деревне». - А.Г. Веницианов «На пашне. Весна».
- знакомство с элементами русского народного костюма (женский, мужской). - демонстрация таблиц с изображением мужской и женской фигур в праздничных костюмах.
- задание: создать панно на тему народного праздника (Сельский пейзаж с избами). - изобразить женские, мужские фигуры в праздничных костюмах.
оценка коллективной работы. уборка рабочих мест. Домашнее задание. Принести: белую, цветную бумагу, клей, ножницы.
I. Организационный момент. К нам сюда скорее просим, Подходи, честной народ, Фейерверки зажигайте, Дружно праздники встречайте!
I. Организационный момент. - Звучит плясовая народная музыка. Жизнь людей в далеком прошлом очень зависело от природы. Высушит солнце посевы – пропал урожай, пойдут дожди, сгниет трава на лугах. Жди зимой голода. Застанут в дороге трескучие морозы, снегопады – собьется с пути, заблудится и погибнет. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе. Уверенность, убежденность в чем-то называется верой. Вера в силы природы и поклонение многим богам называется язычеством.
II. Беседа по теме урока. 1) Славяне были язычниками. Одним из богов у них был Перун-бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами. 2) Богом солнца был Даждьбог, в некоторых местах его называли Ярилом, от слов ярко (светит), яростно (палит). Чтили (живой огонь), считая, что зажжен от солнца, огонь пылал в кострах, горел в домашних очагах. 3) Поклонялись славяне и земле, изображая ее в женской фигуры, имя которой было Мокошь (мокрая). Ее ласково называли «земля – матушка», «мать сыра земля». Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильный урожай. Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки – девушки с рыбьими хвостами. Они затягивали в омут не осторожных. В лесу хозяйничал маленький, зеленый леший, который мог заставить заблудиться, даже очень опытного охотника. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. Праздниками на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение земледельческих работ. Праздником всегда было и устройство ярмарок. Собиралось много народу, расхваливали товар. Для увеселения устраивались карусели, потешные балаганчики.
III. Беседа о произведениях искусства. Б.Кустодиев «Праздники в деревне».
III. Беседа о произведениях искусства. Праздники – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в проведении людей, в их одеждах, в песнях и плясках ярко проявляется душа народа, его характер.
III. Беседа о произведениях искусства. А.Г. Веницианов «На пашне. Весна». Алексей Григорьевич Веницианов в небольшой картине (размеры высота 51,2 ширина 65,5 см.) «На пашне. Весна.», написал поле и раскинувшееся над полем высокое-высокое небо. Крестьянка ведет лошадей, лошади тянут борону. Рассмотрите эту картину. Есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в действительности?
III. Беседа о произведениях искусства. Работает женщина, а не мужчина. Крестьянка идет очень легко. Женщина одета в нарядный сарафан. На земле сидит толстенький толстенький ребенок. В картине крестьянка намного выше лошади. Художник создал образ весны. Весна – время рождения новой жизни. Крепкий, толстый малыш – это тоже новая жизнь! И крестьянка как сама Весна, красна и румяна, улыбаясь идет по земле. Идет легко, еле касаясь земли ногами. В первые в русском искусстве в этой картине художник показал весну русской девушкой в алом кокошнике и нарядном сарафане.
III. Беседа о произведениях искусства. Какие средства художественной выразительности использовал художник? А. Г. Веницианов провел линию горизонта низко – и бесконечное небо раскинулось над землей. На этом фоне вырисовывается и фигура крестьянки и тоненькие деревца, и все изображенное, поэтому кажется таким парящим, воздушным. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные и традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь природой, радость и надежду на счастье.
III. Беседа о произведениях искусства. Изображение мужской и женской фигур в праздничных костюмах. Все в жизни меняется, а праздник остается, а с ним радость и особое волнение. Сохраняются веселье, народные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, пляски и обычаи.
Элементы праздничного костюма женского и мужского.
Задание: Создать панно на тему народного праздника. Вырезать изображения людей в народных костюмах для составления композиции: «Праздник в деревне».
VI. Актуализация темы. - В повседневной речи, чтобы убедить в чем либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц. Пословицы – это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. Давайте вспомним русские пословицы, связанные с праздником и весельем. У наших ворот всегда хоровод. Гуляй, да не загуливайся. Делу время – потехе час. Тогда пляши, когда играют. Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой.
Оценка коллективной работы. Уборка рабочих мест. Домашнее задание. Принести: белую, цветную бумагу, клей, тряпочки, ножницы.