Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Основой основ является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека. Ему должна сопутствовать доброжелательность, расположенность к общению. Явно определите, что Вы хотите ото ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. Дети не рождаются готовыми людьми. Если Вы хотите, чтобы Ваши дети были умными, добрыми, смелыми, весёлыми, умелыми – воспитывайте их таковыми.
Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребёнка. Они ничего не прививают, а напротив, разрушают отношения с ребёнком и тормозят развитие его личности. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Они стремятся до всего дойти сами, но сделать это могут чаще всего лишь с помощью взрослого, с помощью тактичной, своевременной, ненавязчивой, не перечёркивающей самостоятельности. Словом, это должна быть именно помощь, а не выполнение того или иного дела вместо ребёнка, за него.
Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные варианты к нему, и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели. При этом важна положительная обстановка, ваш немедленный ободряющий отклик на каждое достижение ребёнка. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая, хвалите ребёнка за каждый удачный шаг, хвалите последовательно и неукоснительно.
Укажите ребёнку на допущенную ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное. Любое замечание надо сделать сразу, после ошибки. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – это не одно и то же. Дайте ребёнку ощутить ( улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.
Воспитание – это последовательность целей. Если Вы проведёте человека в сектор для прыжков в высоту, укажите на планку на отметке мирового уровня, и скажите: «Прыгай!», то ничего не добьётесь. Планку надо поднимать постепенно. Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей ребёнка. Желаю успехов в воспитании детей. Психолог гимназии 8 Мороз И.А.