Презентация Народный календарь 27 сентября Воздвижение Наблюдения в природе, приметы, капустянские вечера… Белясникова С.В Красина С.В. ГБДОУ детский сад 76
Цель: Продолжать развивать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к народной культуре. Задачи: 1. Познакомить детей с сентябрьским народным праздником – днём Воздвижения (27 сентября) 2. Продолжать формировать представления о традициях данного праздника, через которые будут систематизироваться наблюдения за особенностями данного времени года, погодными явлениями, поведением птиц и животных, насекомых; знакомство с бытом и обычаями людей.
В народном сознании этот день связывался с «движением природы»
Постепенному переходу осени в зиму.
На Воздвижение последняя копна с поля движется
Воздвижение кафтан с плеч сдвинет,
тулуп надвинет.
К этому дню птицы улетали в теплые края.
Если гуси летели высоко,
то это предвещало большое половодье,
а если низко, то малое.
Змеи, сбившись клубками, прятались под трухлявые пни, впадали в спячку.
В этот день тщательно запирались ворота, двери и калитки из боязни, чтобы змеи не заползли по ошибке на двор.
Считалось, что с Воздвижения медведь залегает в берлогу.
Леший в лесах сгоняет в одно место диких зверей «на смотр» перед зимой.
Поэтому на Воздвижение не ходили в лес.
Бытовал в русских селах и деревнях такой красивый обычай: сельские осенние работы делать сообща.
Докашивали остатки урожая («дожинки»)
Трепали лен («супрядки», «потрепушки»)
Квасить капусту на зиму собирались всей деревней. Называли эти совместные работы «толоками», от древнерусского «толк»- угощение.
Традиции «толоки» появились из-за того, что в поселениях нередко оставались одинокие хозяйки, как правило, вдовы воинов, погибших за отчизну. Им всем миром помогали, а те в ответ не могли отказать помощникам в угощении.
Капусту в российских краях именуют «третьим хлебом».
Капуста и во щах.
И в пирогах.
И в блинах.
И в котлетах.
И в голубцах.
И просто в миске с подсолнечным маслом и сахаром.
На Воздвижения наступала пора заготавливать овощи на зиму.
со Наши предки славяне первыми исобрели способ заквашивания капусты.
Капусту готовили по рецептам, практически не изменившись и до наших дней.
Для улучшения брожения доливали ржаной квас. Этот способ и дал капусте название «квашенная», т.е. заправленная квасом.
Капуста квасилась с тмином
сельдереем
укропом
я можжевеловыми ягодами
душистым перцем
лавровым листом
клюквой
С Воздвижения начинался ряд осенних вечеринок, называемых «капустниками», «капустницами».
Девушки, принарядившись, ходили из дома в дом с песнями рубить капусту.
Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест- «капустниц».
На капустных вечерках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном.
А там – глядишь, и свадебка.
Спросит ребенок у молодой матери: «Где меня взяли ?», вспомнит она веселые заготовки, улыбнется и ответит малышу:
«В капусте нашли»
Рубка капусты была истинным праздником и для деревенских мальчишек и девчонок. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки.
После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой сорьки.
Нередко села расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов:
балалаек,
гармошек,
дудок,
трещоток.
К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.