Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по предмету «Международное право» Тема: «Форма и структура международного договора, язык международного договора, юридическое значение»
Advertisements

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Подготовили: Агафонов С.С. Баюшкин Д.С. Тс
Договор как источник международного права
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Источники права международных договоров Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.) Международный обычай Венская конвенция о праве договоров.
Понятие коллективного договора. Содержание и структура.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ТЕМА ЛЕКЦИИ: Международные конференции 10/12/2013 Лектор: д.ю.н., проф. Абашидзе Аслан Хусейнович.
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России. Кашенов А.Т., к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР.
П ОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА © Полубан М.В., 2013.
Международный договор. Форма, структура, язык международного договора. Презентация Мальцевой Т.В. Международное право.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
Право внешних сношений. Право внешних сношений – это совокупность международно- правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности,
Международное право Это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Тема 2 1 Источники конституционного права (2 час.)
«Порядок работы Совета Федерации РФ» Выполнил: студент группы ДГЮ-403 Гагиев Б. М.
Нимерницкая Ирина Андреевна. ЦСТАиПО «Ясенево». Москва.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Нормы международного права – это юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и других субъектов международного права, устанавливаемые.
Как рождаются законы Законодательная система РФ. Конституция РФ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство.
Транксрипт:

Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Под действие Венской конвенции подпадают договоры, заключенные в письменной форме. Однако государства могут заключать договоры и в устной форме. Договоры в устной форме получили наименование «джентльменских соглашений». Они имеют такую же силу, что и договоры, заключенные в письменной форме.

Международный договор – основной источник международного права, важный инструмент осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно- технической, культурной и других областях.

Международный договор представляет собой международное со­глашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров содержится нормативное определение международного договора: «международный договор - это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Международные до­говоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования.

Договорами в международно- правовом смысле выступают только соглашения между субъектами международного права. К таким договорам не относятся соглашения, заключаемые международными транснациональными компаниями с какими-либо государствами. Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путем заключения договора. Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель - в преамбуле либо в первых статьях договора.

Все субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные договоры. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Кроме того, следует учитывать, что если основные (суверенные) субъекты вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно- правового регулирования, то правоспособность производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами, в частности, уставами международных организаций.

Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права. Сторонами в договорах могут быть как государства, так и между­народные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном международном договоре является его заинтересованность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных договоров. Договорная практика последних десятилетий подтверждает стремление государств следовать этому принципу.

Международный договор может быть составлен в виде одного документа или нескольких документов (например, обмен нотами).нотами Договор составляется либо на языках всех договаривающихся сторон, либо на одном или нескольких согласованных между ними языках. Договоры, заключаемые в рамках международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций.языках

В настоящее время основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. Венская конвенция ООН о праве международных договоров 1986 г. в отличие от Венской конвенции 1969 г., применяется также и к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международных организаций. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся заключения, вступления в силу, порядка принятия оговорок, применения и толкования указанных договоров. Обе Венские конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, не нашедшие решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права.

Существуют различные виды классификации международных договоров: 1).Классификация по числу участников: - двусторонние (т.е. договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); - многосторонние - с неограниченным числом участников (универсальные, общие) либо с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные). 2).Классификация по возможности и условиям присоединения других участников: - закрытые (т.е. договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); -открытые (т.е. договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств). 3).Классификация по содержанию и объекту договора: - договоры по политическим вопросам; - договоры по правовым вопросам; - договоры по экономическим вопросам; - договоры по специальным вопросам.. 4)Классификация по уровням в зависимости от субъекта, заключающего договор: - межгосударственные (заключаемые от имени государства); - межправительственные (от имени правительства); - межведомственные договоры (от имени ведомств -- органов исполнительной власти). 5).Классификация по срокам действия: - срочные - указан конкретный срок либо условия действия договора; - с неопределённым сроком действия; - бессрочные (если этот термин прямо определён в тексте договора). 6).Классификация по степени гласности: - явные; - тайные, конфиденциальные.

Форма международных договоров бывает письменной и устной. Из определения понятия международного договора следует, что под действие Венских конвенций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в письменной форме. Однако, государства могут заключать договоры и в устной форме. Договоры в устной форме получили наименование джентльменских соглашений. Они имеют такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме. Также следует отметить, что в современной договорной практике нет серьезных препятствий к тому, чтобы международный договор мог содержаться в телеграмме, телексе, факсе, электронном сообщении либо мог быть заключен с помощью обмена такими сообщениями.

Под структурой договора понимаются составные части договора. К ним относятся название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон. Преамбула является важной частью договора, в ней обычно указываются стороны (участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора, полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины, побудившие стороны к заключению договора. Основная часть письменной формы договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части письменной формы договора излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Текст договора содержится, как правило, в одном документе. Однако в том случае, когда договор заключается путем обмена нотами или письмами, то его текст содержится в двух или более связанных между собой документах (в данном случае в нотах или письмах, которыми обменялись договаривающиеся стороны). Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык или другие языки.

Заключение международного договора - это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит, как отмечает Г.И. Тункин, в согласовании «воли государств, результатом которого является соглашение, во­площающееся в нормах договора». Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров (ст. 9-11): принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора

Согласно ст. 11 Федерального закона «О международных договорах РФ» решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров России принимаются: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, и договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, - Правительством РФ. Правительством РФ принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров РФ межведомственного характера. Решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.

Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а на международной конференции - большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не установили иное. В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций (статьи 9 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств.

После того как текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением аутентичности текста. Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 года, текст договора становится аутентичным и окончательным путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания ad referundum, парафирования самого текста или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Подписание ad referundum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.

Последней стадией заключения международного договора является выражение субъектами международного права согласия на его обязательность. Государство может участвовать через своих представителей в процессе выработки текста договора, в установлении аутентичности текста, подписывать заключительный акт конференции или проголосовать за резолюцию международной организации, которыми принимается текст договора, но оно не будет связано его положениями, пока не выразит свое согласие на обязательность для него договора. Федеральный закон «О международных договорах РФ» в ст. 6 перечисляет шесть наиболее употребляемых способов выражения такого согласия, при реализации которых договор вступает в силу, приобретает юридическую обязательность: подписание; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение к договору.

Двусторонние договоры подписываются обычно представителями обоих договаривающихся государств в одном месте и одновременно. Это, однако, не является обязательным. Многосторонний договор может подписываться в одном месте одновременно всеми государствами, которые участвовали в переговорах, но может быть открыт для подписания в течение определенного срока и в нескольких местах, что чаще встречается, когда подписание не является способом выражения согласия на обязательность договора, а предшествует ратификации, принятию и т.п. Обмен документами также является весьма широко используемым способом выражения согласия на обязательность договора. Его основные формы - обмен нотами или письмами. Обмен нотами осуществляется по линии Министерства иностранных дел РФ. Другие ведомства нотную переписку не ведут.

Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В практике многих государств ратификация осуществляется главой государства, причем это может быть обусловлено согласием парламента. В России ратификация осуществляется Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

Ратификация не является обязательной стадией заключения договора. Критерии, в соответствии с которыми определяется, подлежит ли данный договор ратификации Федеральным Собранием, изложены в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах РФ». Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федераль­ных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Порядок внесения международного договора в Государственную Думу на ратификацию предусматривает ст. 16 Федерального закона «О международных договорах РФ». Этот порядок зависит от того, кем было принято решение о подписании договора. Если решение о подписании договора было принято Президентом, то он вносится на ратификацию Президентом. Если решение о подписании договора было принято Правительством, то он вносится на ратификацию Правительством.

В п. 4 ст. 16 Федерального закона «О международных договорах РФ» сформулированы требования, предъявляемые к содержанию предложения о ратификации международного договора. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора.

Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам и по делам СНГ. Рассмотрение вопроса о ратификации международного договора и принятие соответствующего решения осуществляются Государственной Думой на своем заседании в таком же порядке, как и по другим законопроектам. Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации международного договора в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования (ст. 17 Федерального закона «О международных договорах РФ»). На основании Федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ

В отношении заключаемых от имени Российской Федерации и подлежащих утверждению, принятию международных договоров (за исключением тех договоров, утверждение, принятие которых производится в форме Федерального закона) утверждение, принятие осуществляются Президентом; в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, а также договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством РФ.

Работа над Венскими конвенциями о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки подобных актов назрела именно к тому моменту, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации. Речь идёт об охране окружающей среды, о воздушном и космическом пространстве, Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно- технического прогресса на благо всего человечества. Стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только международное сотрудничество, с учетом интересов и при полной свободе выбора всех участников международного сообщества, позволит решать эти проблемы и идти по пути прогресса.

Появление глобальных проблем поставило, в частности, перед государствами вопрос о непосредственном их влиянии на поиск путей и средств выживания человека, на использование тех общепризнанных принципов и норм поведения в международном общении, которыми цивилизация уже обогащена, и на создание новых правил общения, новых международных механизмов. На нашей планете назрела необходимость в новых правилах общежития, соответствующих новым потребностям и изменившимся условиям. В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений.