Реформы государственного управления при Петре I. . Расскажите об органах центрального управления в допетровские времена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственные реформы Петра I Подготовила учитель истории МОУ СОШ 15 г. Балашова Соловова К.В.
Advertisements

Государственные реформы Петра I Цель урока: Как изменилось управление страной во время царствования Петра I? Тема урока:
Эпоха Петра Великого «Хозяин – чернорабочий, самоучка, царь, мастеровой» В.О.Ключевский.
Преобразования Петра I 1682 – План 1.Учеба у Запада. 2.Развитие образование. 3.Новые правительственные учреждения. 4.Фискалы и прокуратура. 5.Областное.
Реформы Петра I. РеформаСодержаниеЗначение Центрального управления 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во.
Тема: Государственные реформы Петра I. Вопросы: 1. Что обусловило необходимость преобразований центрального государственного аппарата в России? 2. Вспомните.
Государственные реформы Петра I Цель урока: Как изменилось управление страной во время царствования Петра I? Тема урока:
Меню План урока 1.Реформа центрального управления Генерал-прокурор г. 2. Феодального сословия. «Указ о единонаследии»
История России. Тема: «Государственные преобразования Петра I». учитель истории МОУ «СОШ 7» Линке М.В.
Государственная реформа Петра I.. Документ А. Первый _______, появившийся в Москве в 1338 г., прибыл из захваченной Твери. После 1346 г. летописец повествует.
Политическое развитие России в XVII веке Афроськина Елена Васильевна.
I вариант II вариант вежабгд вдежагб.
Начало и основы Экономической основой российского абсолютизма было мануфактурное производство, барщинное хозяйство и складывающийся всероссийский рынок.
Д/з: § класс Уч. Васильев А.В.. План урока: 1. Реформа центрального управления. 2. Указ о единонаследии. 3. Табель о рангах. 4. Областная реформа.
Меню План урока 1.Реформа госаппарата. 2.Прохождение службы. 3.Территориальное устройство. 4.Церковная реформа. 5.Новая столица. 6.Сопротивление реформам.
Реформы Петра I То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник Пушкин А.С.
Государственные реформы Петра I. Реформы центрального управления Коллегии ( гг) Военная коллегияЮстиц-коллегия Адмиралтейств- коллегия Коммерц-
Реформы Петра I Реформы были подчинены интересам государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западно- европейской цивилизации.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ ЭПОХА ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОРГАНЫ ВЛАСТИВЫСШИЕЦЕНТРАЛЬНЫЕМЕСТНЫЕ.
Презентация по истории «Роль личности в истории России. Пётр Первый» ученицы 7 «А» класса Усуповой Айсель Руководитель – заслуженный учитель РФ Тараканова.
Транксрипт:

Реформы государственного управления при Петре I

. Расскажите об органах центрального управления в допетровские времена.

Петр I решил создать в России совершенный государственный аппарат. Образцом для подражания он избрал шведское государственное управление. Его характерными чертами было: создание учреждений, специализирующихся в какой-либо области (например, финансовой, юстиции и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, установление единообразных штатов и жалований.

Вначале была проведена реформа местного управления В 1708 г. территория страны была разделена на 8 губерний В 1708 г. территория страны была разделена на 8 губерний (Во главе губерний были поставлены губернаторы.) Провинций было 50 Каждая губерния делилась на провинции. Провинций было 50 (Во главе провинции находился воевода). нции делились на уезды. ( Провинции делились на уезды. ( Во главе уездов также стояли воеводы. )

Затем была проведена реформа центрального управления. В гг. приказы были заменены коллегиями. В гг. приказы были заменены коллегиями. В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод, В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод, (или Духовная коллегия, которую возглавлял гражданский чиновник - обер-прокурор.) Пирамиду власти венчал император в 1721 г.

В гг. приказы были заменены коллегиями. В гг. приказы были заменены коллегиями. Вместо 50 приказов было образовано 9 коллегий: Вместо 50 приказов было образовано 9 коллегий: иностранных дел, военная, адмиралтейская (ведомство флота), юстиц-коллегия, камер-коллегия (государственные доходы), штатс-контора (государственные расходы), ревизион-коллегия (финансовый контроль), коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия, берг-коллегия (металлургическая промышленность). Коллегии отличались единообразными штатами с четким разграничением обязанностей. Коллегии осуществляли функции по всей стране. Коллегии отличались единообразными штатами с четким разграничением обязанностей. Коллегии осуществляли функции по всей стране.

В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. ( В 1722 г. Сенат возглавил генерал-прокурор - "око государево»). Сенат: разрабатывал законы, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации.

Петр был равнодушен к религии. Он всячески старался уменьшить роль Церкви в государстве. В 1700 г. Петр I упразднил должность патриарха. В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод В 1722 г. были утверждены штаты священнослужителей - на 150 дворов полагался один священник. Остальные священники облагались налогом. Старообрядцы облагались двойным налогом.

Россия стала абсолютной монархией - всей полнотой власти обладал император.

Абсолютистский характер власти предполагал: недопущение государством инакомыслия; введение единообразия в систему государственных органов; стремление регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры

Указ Петра I о престолонаследии. Петр I был женат дважды. Двое его сыновей от второй жены Екатерины Алексеевны умерли маленькими, и в конце жизни у Петра оставались только дочери Анна, Елизавета, Наталья. Сын от первой жены Евдокии Федоровны Лопухиной царевич Алексей не стал продолжателем дела отца. Петр I был женат дважды. Двое его сыновей от второй жены Екатерины Алексеевны умерли маленькими, и в конце жизни у Петра оставались только дочери Анна, Елизавета, Наталья. Сын от первой жены Евдокии Федоровны Лопухиной царевич Алексей не стал продолжателем дела отца.

Таким образом, к концу жизни у Петра I прямых потомков по мужской линии не было. В 1722 г. Петр I издал указ, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника. Но назначить себе преемника Петр I не успел. После его смерти это привело к эпохе дворцовых переворотов.

Система государственного управления в допетровские времена:

При Алексее Михайловиче Боярская дума из самостоятельного высшего органа власти постепенно превращалась в парадное, терявшее законодательные права собрание высшей знати. Царь зачастую основные решения государственного характера принимает не на заседаниях Думы, а на узких совещаниях с «ближними людьми». Если ранее (в XVI и начале XVII вв.) все указы выходили, как правило, с формулировкой «приговорил царь со всеми бояры» (или «уложил царь со своими бояры»), то, начиная с середины XVII в., все чаще государственные законы начинаются фразой:«Царь указал и бояре приговорили» или «По указу великого государя бояре приговорили». Указы, издаваемые царем без согласования с думой, получали название именных (то есть указов, изданных от имени царя).

За период царствования Алексея Михайловича именные указы составили 92% всех законов, вышедших в это время. При следующем царе, Федоре Алексеевиче, количество именных указов значительно сократилось (их стало 60%), но сама практика сохранилась. Правда именные указы чаще всего не имели принципиального значения для общественно- политического развития страны в целом; они, как правило, издавались по частным вопросам управления. Но самое главное здесь состоит в том, что именные указы стали издаваться. Всесилие Боярской думы было нарушено. Царская власть получила возможность расширять свои полномочия и дальше.

XVII в. явился временем расцвета приказной системы, которая развивалась без всякого плана и главным образом количественно. XVII в. явился временем расцвета приказной системы, которая развивалась без всякого плана и главным образом количественно. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, одновременно иногда до 40. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, одновременно иногда до 40. Приказы делились на: Приказы делились на: царские патриаршие (церковные). Царские приказы подразделялись на: дворцовые (управлявшие личным хозяйством царя) казенные (общегосударственные). В свою очередь, последние подразделялись на: ведомственные территориальные приказы. Важнейшие дворцовые приказы все более приобретали черты общегосударственных (казенных) учреждений.

Фундаментальными вопросами внешней политики России ведал Посольский приказ. Коренными проблемами внутренней политики занимались приказы: военно- административные, административно- финансовые, административно-судебные, а также специального назначения. К военно- административным относились приказы: Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Иноземский, Рейтарский, Сбора ратных людей, Сбора даточных людей, Городового дела, Оружейный, Бронный, Пушкарский, Ствольный и многие другие.

К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необ-ходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформированияприказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича в гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению род-ственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учрежденийпод управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судь-ей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество прика-зов и сократить круг лиц центрального аппарата управления. К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необ-ходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформированияприказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича в гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению род-ственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учрежденийпод управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судь-ей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество прика-зов и сократить круг лиц центрального аппарата управления.

Территория страны в XVII в., как и раньше, делилась на уезды. В конце столетия в России насчитывалось 146 уездов(по другим данным до 250). Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие административные единицы, называвшиеся в разных местах по-разному: волости, станы, погосты и т.д.

Главами местной администрации были воеводы, назначаемые Разрядным приказом в города как уездного, так и местного значения. Главами местной администрации были воеводы, назначаемые Разрядным приказом в города как уездного, так и местного значения. Через каждые два-три года правительство практиковало смену воевод. Через каждые два-три года правительство практиковало смену воевод. Служба воевод была «корыстная», она приносила им денежный и натуральный доход. Служба воевод была «корыстная», она приносила им денежный и натуральный доход. Это был пережиток кормлений удельного периода, формально отмененных еще в 1556 г. Это был пережиток кормлений удельного периода, формально отмененных еще в 1556 г. Правда «корыстный» характер воеводской службы был отменен в середине XVII в. (в 1656 г.), но фактически он сохранялся допетровских преобразований. Правда «корыстный» характер воеводской службы был отменен в середине XVII в. (в 1656 г.), но фактически он сохранялся допетровских преобразований.

Центром воеводского управления была приказная (в крупных городах) или съезжая (в остальных городах) изба. В составе служителей были дьяки, подьячие, приставы (недельщики), рассыльщики, сторожа и т.д. В крупных городах (типа Казани) приказные избы структурно подразделялись на столы (по ведомственному признаку).

Губные учреждения (органы уголовного судопроизводства). В1669 г. губные старосты (выборные должности) были подчинены губным сыщикам (которые действовали в контакте с воеводами, но подчинялись центральным правительственным учреждениям).