Реформы государственного управления при Петре I
. Расскажите об органах центрального управления в допетровские времена.
Петр I решил создать в России совершенный государственный аппарат. Образцом для подражания он избрал шведское государственное управление. Его характерными чертами было: создание учреждений, специализирующихся в какой-либо области (например, финансовой, юстиции и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, установление единообразных штатов и жалований.
Вначале была проведена реформа местного управления В 1708 г. территория страны была разделена на 8 губерний В 1708 г. территория страны была разделена на 8 губерний (Во главе губерний были поставлены губернаторы.) Провинций было 50 Каждая губерния делилась на провинции. Провинций было 50 (Во главе провинции находился воевода). нции делились на уезды. ( Провинции делились на уезды. ( Во главе уездов также стояли воеводы. )
Затем была проведена реформа центрального управления. В гг. приказы были заменены коллегиями. В гг. приказы были заменены коллегиями. В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод, В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод, (или Духовная коллегия, которую возглавлял гражданский чиновник - обер-прокурор.) Пирамиду власти венчал император в 1721 г.
В гг. приказы были заменены коллегиями. В гг. приказы были заменены коллегиями. Вместо 50 приказов было образовано 9 коллегий: Вместо 50 приказов было образовано 9 коллегий: иностранных дел, военная, адмиралтейская (ведомство флота), юстиц-коллегия, камер-коллегия (государственные доходы), штатс-контора (государственные расходы), ревизион-коллегия (финансовый контроль), коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия, берг-коллегия (металлургическая промышленность). Коллегии отличались единообразными штатами с четким разграничением обязанностей. Коллегии осуществляли функции по всей стране. Коллегии отличались единообразными штатами с четким разграничением обязанностей. Коллегии осуществляли функции по всей стране.
В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. В 1711 г. вместо Боярской думы учрежден Сенат. ( В 1722 г. Сенат возглавил генерал-прокурор - "око государево»). Сенат: разрабатывал законы, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации.
Петр был равнодушен к религии. Он всячески старался уменьшить роль Церкви в государстве. В 1700 г. Петр I упразднил должность патриарха. В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод В 1722 г. были утверждены штаты священнослужителей - на 150 дворов полагался один священник. Остальные священники облагались налогом. Старообрядцы облагались двойным налогом.
Россия стала абсолютной монархией - всей полнотой власти обладал император.
Абсолютистский характер власти предполагал: недопущение государством инакомыслия; введение единообразия в систему государственных органов; стремление регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры
Указ Петра I о престолонаследии. Петр I был женат дважды. Двое его сыновей от второй жены Екатерины Алексеевны умерли маленькими, и в конце жизни у Петра оставались только дочери Анна, Елизавета, Наталья. Сын от первой жены Евдокии Федоровны Лопухиной царевич Алексей не стал продолжателем дела отца. Петр I был женат дважды. Двое его сыновей от второй жены Екатерины Алексеевны умерли маленькими, и в конце жизни у Петра оставались только дочери Анна, Елизавета, Наталья. Сын от первой жены Евдокии Федоровны Лопухиной царевич Алексей не стал продолжателем дела отца.
Таким образом, к концу жизни у Петра I прямых потомков по мужской линии не было. В 1722 г. Петр I издал указ, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника. Но назначить себе преемника Петр I не успел. После его смерти это привело к эпохе дворцовых переворотов.
Система государственного управления в допетровские времена:
При Алексее Михайловиче Боярская дума из самостоятельного высшего органа власти постепенно превращалась в парадное, терявшее законодательные права собрание высшей знати. Царь зачастую основные решения государственного характера принимает не на заседаниях Думы, а на узких совещаниях с «ближними людьми». Если ранее (в XVI и начале XVII вв.) все указы выходили, как правило, с формулировкой «приговорил царь со всеми бояры» (или «уложил царь со своими бояры»), то, начиная с середины XVII в., все чаще государственные законы начинаются фразой:«Царь указал и бояре приговорили» или «По указу великого государя бояре приговорили». Указы, издаваемые царем без согласования с думой, получали название именных (то есть указов, изданных от имени царя).
За период царствования Алексея Михайловича именные указы составили 92% всех законов, вышедших в это время. При следующем царе, Федоре Алексеевиче, количество именных указов значительно сократилось (их стало 60%), но сама практика сохранилась. Правда именные указы чаще всего не имели принципиального значения для общественно- политического развития страны в целом; они, как правило, издавались по частным вопросам управления. Но самое главное здесь состоит в том, что именные указы стали издаваться. Всесилие Боярской думы было нарушено. Царская власть получила возможность расширять свои полномочия и дальше.
XVII в. явился временем расцвета приказной системы, которая развивалась без всякого плана и главным образом количественно. XVII в. явился временем расцвета приказной системы, которая развивалась без всякого плана и главным образом количественно. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, одновременно иногда до 40. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, одновременно иногда до 40. Приказы делились на: Приказы делились на: царские патриаршие (церковные). Царские приказы подразделялись на: дворцовые (управлявшие личным хозяйством царя) казенные (общегосударственные). В свою очередь, последние подразделялись на: ведомственные территориальные приказы. Важнейшие дворцовые приказы все более приобретали черты общегосударственных (казенных) учреждений.
Фундаментальными вопросами внешней политики России ведал Посольский приказ. Коренными проблемами внутренней политики занимались приказы: военно- административные, административно- финансовые, административно-судебные, а также специального назначения. К военно- административным относились приказы: Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Иноземский, Рейтарский, Сбора ратных людей, Сбора даточных людей, Городового дела, Оружейный, Бронный, Пушкарский, Ствольный и многие другие.
К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необ-ходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформированияприказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича в гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению род-ственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учрежденийпод управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судь-ей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество прика-зов и сократить круг лиц центрального аппарата управления. К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необ-ходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформированияприказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича в гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению род-ственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учрежденийпод управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судь-ей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество прика-зов и сократить круг лиц центрального аппарата управления.
Территория страны в XVII в., как и раньше, делилась на уезды. В конце столетия в России насчитывалось 146 уездов(по другим данным до 250). Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие административные единицы, называвшиеся в разных местах по-разному: волости, станы, погосты и т.д.
Главами местной администрации были воеводы, назначаемые Разрядным приказом в города как уездного, так и местного значения. Главами местной администрации были воеводы, назначаемые Разрядным приказом в города как уездного, так и местного значения. Через каждые два-три года правительство практиковало смену воевод. Через каждые два-три года правительство практиковало смену воевод. Служба воевод была «корыстная», она приносила им денежный и натуральный доход. Служба воевод была «корыстная», она приносила им денежный и натуральный доход. Это был пережиток кормлений удельного периода, формально отмененных еще в 1556 г. Это был пережиток кормлений удельного периода, формально отмененных еще в 1556 г. Правда «корыстный» характер воеводской службы был отменен в середине XVII в. (в 1656 г.), но фактически он сохранялся допетровских преобразований. Правда «корыстный» характер воеводской службы был отменен в середине XVII в. (в 1656 г.), но фактически он сохранялся допетровских преобразований.
Центром воеводского управления была приказная (в крупных городах) или съезжая (в остальных городах) изба. В составе служителей были дьяки, подьячие, приставы (недельщики), рассыльщики, сторожа и т.д. В крупных городах (типа Казани) приказные избы структурно подразделялись на столы (по ведомственному признаку).
Губные учреждения (органы уголовного судопроизводства). В1669 г. губные старосты (выборные должности) были подчинены губным сыщикам (которые действовали в контакте с воеводами, но подчинялись центральным правительственным учреждениям).