Зам.директора по научно-аналитической работе доктор социологических наук, профессор Мкртумова Ирина Владимировна Институт переподготовки и повышения квалификации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительство Свердловской области Министерство социальной политики Свердловской области «О ходе разработки нормативных правовых актов Свердловской области.
Advertisements

О ЗАДАЧАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г ФЗ «ОБ ОСНОВАХ.
О порядке и об условиях предоставления социальных услуг в ГКУСО «ЧСРЦН»
Реализация Федерального закона от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Реализация Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Проект областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» Министр Шевелев Павел.
Реализация Федерального закона от 28 декабря 2013 года 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Организация предоставления реабилитационных услуг в рамках реализации закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Милюков.
Организация социального обслуживания населения в Республике Мордовия в условиях нового правового пространства Саранск 2015 Министерство социальной защиты.
Проект областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» Первый заместитель председателя комитета Грибова Наталья Сергеевна.
Правительство Свердловской области Министерство социальной политики Свердловской области О законе Свердловской области 108 от г «О социальном.
АУ СОН ТО и ДПО «Областной геронтологический центр» Права и обязанности поставщиков социальных услуг (Ст. 11, 12 Федерального закона Российской Федерации.
Реализация Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Реализация Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
О реализации Федерального закона от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»
Реализация Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН. Настоящий Областной закон регулирует отдельные отношения в сфере социального обслуживания граждан на территории Ростовской области, а.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Министерство социального развития Саратовской области.
Транксрипт:

зам.директора по научно-аналитической работе доктор социологических наук, профессор Мкртумова Ирина Владимировна Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы 442 ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Вступающий в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает введение ряда новых базовых понятий и внедрение в практику организации и управления в сфере социального обслуживания принципиально новых подходов. Законом закрепляется: дефинитный аппарат: получатель социальных услуг поставщик социальных услуг стандарт социальной услуги рейтинг учреждений социального обслуживания дефинитный аппарат: получатель социальных услуг поставщик социальных услуг стандарт социальной услуги рейтинг учреждений социального обслуживания новые подходы к организации социального обслуживания: механизмы определения индивидуальной нуждаемости, подушевое финансирование социальных услуг, порядки предоставления социальных услуг, в том числе стандарты предоставления социальных услуг, реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг; механизмы частно- государственного партнерства и многое другое. новые подходы к организации социального обслуживания: механизмы определения индивидуальной нуждаемости, подушевое финансирование социальных услуг, порядки предоставления социальных услуг, в том числе стандарты предоставления социальных услуг, реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг; механизмы частно- государственного партнерства и многое другое. Механизмы, обеспечивающие единые подходы в предоставлении социальных услуг, позволят повысить их адресность и качество по всей территории Российской Федерации

Во исполнение Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в 2014 году должно было быть принято до 1 ноября !!!!! В ТОМ ЧИСЛЕ: ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗОВ МИНТРУДА РОССИИ - 22 ПРИКАЗОВ МИНЗДРАВА РОССИИ – 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ нормативно- правовых актов ИПК Содействие: Круглые столы – 21 мая 2014 – 23 октября 2014 с участием Совета Федерации ГД РФ Минтруда

Понятийный аппарат 1. Определены цели социального обслуживания – улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности. 2. Определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании».

Основные принципы 3. Новый принцип социального обслуживания – сохранение пребывания в привычной благоприятной среде; (сравнить- в Конвенции ООН о правах инвалидов: «жить в обычных местах проживания», «недопущение изоляции или сегрегации от местного сообщества») 4. Виды социальных услуг (8): социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально- педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности; специально выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. Что касается услуг в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, – их содержание и развитие зависит от того, какие параметры услуг Минтруда РФ заложит в нормативные акты федерального уровня и в рекомендации, направляемые в регионы.

Объем социальных гарантий и разграничение полномочий 5. Примерный перечень социальных услуг по видам, включая требования к содержанию и форме предоставления информации, утверди Минтруд РФ. Субъект РФ утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется на территории субъекта РФ с учетом примерного перечня. Такое положение обязывает субъект РФ лишь ориентироваться на примерный федеральный перечень, но не обеспечивать на своей территории все те услуги, которые в нем содержатся. Таким образом, законодательство не гарантирует предоставления определенного набора услуг на территории любого субъекта России ; Переходное положение: перечень услуг не может быть сокращен по сравнению с действующим в субъекте РФ на Примерный порядок предоставления социальных услуг, включающий в себя стандарты социальных услуг, а также примерные формы заявления об их предоставлении и договоры об их оказании, утверждает Минтруд РФ. Порядок предоставления услуг на территории субъекта РФ утверждается субъектом РФ с учетом федерального примерного порядка

Разграничение полномочий 7. Новый Закон не содержит перечня видов учреждений социального обслуживания; примерная номенклатура их утверждается Минтрудом, а реальная номенклатура в регионе – субъектом РФ. Также Минтруд должен разработать методические рекомендации по расчету потребности субъектов РФ в развитии сети организаций СО. 8. Минтруд и власти субъекта РФ должны осуществлять координацию деятельности всех органов власти и организаций, в том числе, негосударственных, в сфере социального обслуживания. В связи с этим от них надлежит ждать приказов и методических рекомендаций на эту тему. 9. Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания ; порядок мониторинга и формы документов должен утвердить Минтруд. 10. Субъект РФ порядок осуществления контроля (надзора) должен установить в системе социального обслуживания.

Финансирование 11. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования. 12. Бесплатно услуги предоставляются: а) как и прежде: несовершеннолетним и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах (включая стационарные услуги); б) дополнительным категориям, которые определяет субъект РФ; в) нововведение: гражданам, чей доход ниже «предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» или равен ей. Исключение – стационарные услуги: они предоставляются этой категории платно (см. п. 14). «Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» устанавливает субъект РФ; она не может быть ниже 1,5 величины прожиточного минимума в регионе. Порядок определения этой величины устанавливает Правительство РФ. 13. За плату услуги получают все остальные граждане. Величина платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Плата не может превышать 50% разницы между реальной величиной среднедушевого дохода и «предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг». 14. Плата за стационарные услуги устанавливается всем, кроме категорий, перечисленных в п. 12 а) и б), на основе тарифов. Плата не может превышать 75% среднедушевого дохода.

Порядок предоставления социальных услуг 18. Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций, граждан. Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина. Независимо от того, кто обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи». 19. Вводятся новые (в сравнении с прежним законом) основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании: – наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном уходе; – отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком; – наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации; – наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами с психическими расстройствами, наличие насилия в семье. (Закон не вводит особого понимания «семьи», трактовка «внутрисемейного» конфликта произвольна и будет производиться по-разному.)

Введено понятие «социальное сопровождение» (ст. 22). В социальное обслуживание входит, помимо социальных услуг, также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящимся непосредственно к социальным услугам. Такое выделение полезно с точки зрения обеспечения «комплексности» помощи; в прежнем законодательстве это также предусматривалось, но в составе социальных услуг. Новый подход лучше с формальной точки зрения: органы социальной защиты обязаны будут включаться в межведомственное взаимодействие. Параллельно Минтруд и субъект РФ должны утвердить рекомендации по организации и порядок организации межведомственного взаимодействия по предоставлению как непосредственно социальных услуг, так и описанных выше мероприятий по «содействию».

Вводится понятие «Индивидуальная программа предоставления социальных услуг» Программа составляется уполномоченным органом, определяемым субъектом РФ, гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании, исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах. Минтруд утверждает рекомендации по определению индивидуальной потребности и форму индивидуальной Программы. В Программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение. Программа пересматривается при изменении потребности в социальных услугах, но не реже чем раз в три года. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный. Программа действительна и на территории другого субъекта РФ в объеме перечня социальных услуг, гарантированного в другом субъекте РФ – до составления программы по новому месту жительства. Срочные социальные услуги оказываются без договора и Программы.

Формы социального обслуживания: 22. Более четко определены различия в формах социального обслуживания: – на дому; – в полустационарной форме – социальное обслуживание в определенное время суток; – в стационарной форме – при постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. 23. Определены критерии доступности социальных услуг – техническая доступность и вспомогательные услуги (их гражданину обязаны обеспечить). 24. Порядок помещения в специализированные стационарные учреждения определяет Минтруд, а для лиц с психическими расстройствами – порядок в соответствии с законодательством о психиатрической помощи.

442 ФЗ – возможности Открыт доступ негос.сектора Открыт доступ негос.сектора к предоставлению социальных услуг Нет обязательного лицензирования деятельности по соц. обслуживанию В Законе не заявлены критерии В Законе не заявлены критерии входного контроля для негосударственных организаций Возможности

Учет и поддержка поставщиков 25. Поставщики социальных услуг (включая все государственные и негосударственные организации социального обслуживания) включаются в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ (в законе проскальзывает термин «рекомендуемых» поставщиков). Рекомендации по формированию реестра составляет Минтруд. 26. Введена обязанность поставщика предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной Программой предоставления социальных услуг. При этом отмечается, что поставщики имеют право предоставлять, по договоренности с потребителем, иные социальные услуги (сверх Программы) за плату. Однако даже те услуги, которые могут входить в индивидуальную Программу, в соответствии с законом могут предоставляться за плату. 27. Определено финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями: – путем предоставления субсидий; – путем проведения государственных закупок социальных услуг; – путем выплаты компенсации в порядке и размере, устанавливаемых субъектом РФ, если организация включена в реестр, не выполняет государственный заказ, но предоставила социальные услуги гражданину в соответствии с индивидуальной Программой. Предполагается, что организация предоставляет в таком случае социальные услуги потребителю бесплатно или со скидкой. А потом уже предъявляет государству неоплаченные потребителем расходы с целью получения компенсации. (Вопросы с точки зрения бухгалтерского учета.)

442 ФЗ – обсуждается: на пути к реестру негосударственные организации должны: Профессиональные стандарты Профессиональные стандарты 15 штатных сотрудников 15 штатных сотрудников 30 % - обученных 30 % - обученных 90 % - соц.услуги 90 % - соц.услуги Рейтинги организаций Рейтинги организаций

Закон вступит в силу 1 января 2015 года