Граждане как субъекты административного права. ПЛАН 1. Понятие, принципы, основания приобретения гражданства. Виды граждан. 2. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 4. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Понятие, принципы гражданства РФ, основания приобретения гражданства. Виды граждан. Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Принципы гражданства Российской Федерации: 1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. 4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Принципы гражданства Российской Федерации: 5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 6. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. 7. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. 8. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
Основания приобретения гражданства Российской Федерации: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Основания прекращения гражданства Российской Федерации а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.
Виды граждан: - гражданин Российской Федерации - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации или приобретшее гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ». - лицо с двойным гражданством - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства; - иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; - лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
Виды граждан: - беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
Виды граждан: - вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
2. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.
Вторая составная часть административно- правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.
Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.
Четвертый элемент административно- правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители- охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д.
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.
правоспособность, т.е. реальная возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством.
Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет получение паспорта, затем в 16 лет возможность привлечения к административной ответственности и полная по достижении гражданином 18 лет.
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока. Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ).
Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.
Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д.
Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например в качестве членов научно-технических, экспортно- консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, например добровольных народных дружин.
4. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном фе деративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, ин спектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, разнообразные государственные инспекции, и другие звенья.
Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.