Человек и профессия Элективный курс Учитель: Левченко Татьяна Ильинична МКОУ «СОШ 3 ст. Зеленчукской»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Психология профессионального самоопределения» (9 предпроф.кл.) Цель курса формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
Advertisements

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Специфика работы классного руководителя по профориентации учащихся 9го класса. Подготовил учитель МОУ СОШ п.Агролес Иноземцева Инна Григорьевна.
Часы школьного компонента 1. Увеличение часов базового компонента -Курс окружающий мир 2 класс – по часу в неделю - Часы математики в 3а, в 4в кл. – по.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Методическая разработка курса «Основы производства. Выбор профессии»
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях Республики Коми.
Ситуация выбора. «Хочу»Интересы,склонности. «Надо» Востребованность профессии на рынке труда «Могу»Знания,умения,навыки. Ситуация выбора. выбора.
Влияние трудового обучения на выбор профессии обучающихся коррекционной школы VIII вида ГБОУ С(К)ОШ 565 Кировского района г. Санкт – Петербурга Иванова.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Сущность, цели, задачи. педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Транксрипт:

Человек и профессия Элективный курс Учитель: Левченко Татьяна Ильинична МКОУ «СОШ 3 ст. Зеленчукской»

Цель: Формирование у учащихся готовности к осознан­ному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии; расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, ти­пами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпри­годности и компенсации способностей; обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их спо­собностям и возможностям; сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально- экономических условиях; обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержа­ние следующих понятий: психологические особенности личности; самоопределение; профессиональные интересы и склонности, способности; классификация, типы и подтипы профессий; профессиограмма; профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; карьера, виды карьеры; в личный профессиональный план; общение; самооценка; профпригодность;

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: раскрывать психологические особенности своей личности; выявлять свои способности и профессиональные интересы; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным осо­бенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; ориентироваться в типах и подтипах профессий; составлять личный профессиональный план; проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоз­зрения; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг); обучение через опыт и сотрудничество.

I.Введение Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и по­ строение личного профессионального плана. Учащиеся должны знать: определение понятия «личный профессиональный план»; роль профессионального самоопределения в жизни человека. Учащиеся должны уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; называть основные элементы структуры личного профессионального плана; называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; перечислять основные разделы программы курса; составлять личный профессиональный план. Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества. СОДЕРЖАНИЕ

II. Технологии основных сфер профессиональной деятельности Технологии индустриального, агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности; в торговле и общественном питании.Арттехнологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Технология управленческой деятельности. Учащиеся должны знать: Сферы трудовой деятельности Учащиеся должны иметь представление: Специфику профессиональной деятельности в различных сферах производства.

III.М ИР профессий Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы про­фессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные каче­ства (ПВК). Учащиеся должны знать: определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалифика­ция», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы про­фессий», «профессионально важные качества»; подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - зна­ковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характери­стики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. Учащиеся должны уметь: называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уров­нем готовности к выбору профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда раз­личных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая сис­тема», «человек - природа», «человек - художественный образ»); выявлять тип своей будущей профессии; определять свои профессиональные предпочтения; выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»); называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - тех­ника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»); формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

IV.Познавательные процессы и способности личности Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. Учащиеся должны знать: определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и внимания; качества внимания; определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»; виды мышления; формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; основные операции мышления; основные качества мышления; определение понятия «способности»; основные виды способностей; особенности интеллектуальной сферы; типы интеллекта. Учащиеся должны уметь: называть основные процессы памяти; перечислять основные виды памяти; указывать отличительные особенности различных видов памяти; определять особенности своей памяти; перечислять основные приемы и методы запоминания; перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга; определять особенности своего внимания; объяснять, как происходит познание окружающего мира; перечислять формы чувственного познания; в перечислять типы мышления; определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность; перечислять основные мыслительные операции и качества мышления; определять тип своего интеллекта; объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей

V. Психология личности Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Про­фессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разре­шения конфликтов. Учащиеся должны знать: определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «само­оценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение понятия «потребности»; виды потребностей; особенности делового общения; определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов; особенности своей личности; определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность». Учащиеся должны уметь: называть типы нервной системы и их различия; определять свой тип нервной системы; выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера; выявлять уровень самооценки; называть отличительные признаки видов мотивации; использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях; называть различные виды потребностей; указывать основные признаки делового общения; перечислять способы разрешения конфликтов; определять свой уровень конфликтности; объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

VII.Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Поня­тие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершен­ствования. Построение личного профессионального плана. Учащиеся должны знать: определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры». Учащиеся должны уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры. Учащиеся должны иметь представление: о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенст­вования.

VIII.Обобщение Построение личного профессионального плана. Зачет. Учащиеся должны знать: определение понятия «личный профессиональный план». Учащиеся должны уметь: провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Предполагаемые результаты: Занятия элективного курса должны помочь учащимся девятых классов: 1. Поддержание мотивации обучающихся к изучению предмета технологии 2. Ознакомлению учащихся с многообразием мира профессий, помочь соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности 3. Ознокамлению с «технологией» поиска работы 4. Составлению и формированию личной папки с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях 5. Ознакамлению на практике со спецификой выбранной профессиональной деятельности

Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/авт.- сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина; под редакцией Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа); Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа); Самоопределение учащихся: пособие для учащихся VIII-IXклассов /А.В. Меринков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 Средства, реализуемые с помощью компьютера: CDЭлектронное сопровождение элективного курса «Человек и профессия». ООО Глобус CD «Технология основных сфер профессиональной деятельности»/ О.Г. Стазаева презентации по ключевым темам курса; интернет-ресурсы; Список литературы