Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС России
План Правовые основы недискриминационного доступа в торговые сети Практика применения норм о запрете на создание дискриминационных условий Мероприятия по созданию недискриминационного доступа в торговую сеть 2
Правовые основы 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» 3 Цели единство экономического пространства доступность товаров для населения формирование конкурентной среды соблюдения прав и законных интересов торговых сетей и поставщиков баланс интересов торговых сетей и поставщиков другие
Правовые основы пп. «а» п.1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле «Запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов». 4
Правовые основы Товарный рынок – оптовый рынок реализации продовольственных товаров. Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами 5
Правовые основы п. 1 ст. 9 Закона о торговле Торговая сеть обязана обеспечивать поставщику доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров о существенных условиях договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в срок 14 дней со дня получения соответствующего запроса 6
Правовые основы ч. 1 ст КоАП РФ Создание дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов Административный штраф должностное лицо – рублей юридическое лицо – рублей. 7
ст. 16 Закона о торговле Контроль - ФАС России и его ТО Полномочия: Проводит проверки Выдает предписания Привлекает к административной ответственности
Практика Позиции антимонопольных органов и судов отсутствие информации об условиях отбора контрагента и о существенных условиях такого договора дискриминация поставщиков уклонение торговой сети от раскрытия информации, которая в равной степени должна относится ко всем поставщикам препятствие доступу на рынок условия, сформулированные в обобщенном виде препятствие доступу на рынок неопределенность информации приравнивается к ее отсутствию препятствие доступу на рынок 9
Мероприятия Разработка (доработка) условий отбора Размещение на сайте Порядок предоставления информации по запросам Принципы: -Равенства – одинаковые для всех -Полнота – вся необходимая информация -Определенность – конкретные требования -Ясность 10
Мероприятия Содержание условий требования к поставщику (опыт работы и т.д.) типовая форма договора порядок подачи коммерческого предложения (оферты) (адрес, форма и т.д.) порядок, сроки рассмотрения коммерческих предложений критерии отбора коммерческих предложений потребность торговой сети (наименование товара, количество и т.д.) требования к товару (качество, упаковка и т.д.) условия поставки (базис, сроки и т.п.) 11
Мероприятия Торговая сеть Схема взаимодействия Поставщик Сайт 12 сайт запрос информация по запросу коммерческое предложение проект договора, мотивированный отказ
Мероприятия Признаки создания дискриминационных условий При поступлении запроса Непредставление, отказ или уклонение торговой сети от предоставления информации При рассмотрении коммерческого предложения молчание отклонение без указания причин необоснованное отклонение коммерческого предложения 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!