О государственной итоговой аттестации, национальных и международных исследованиях качества образования в 2015 году Е.Е. Сергеева, первый заместитель руководителя департамента образования и молодежной политики Новгородской области Департамент образования и молодёжной политики Новгородской области
Перечень нормативных правовых актов Ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ Правила формирования и ведения ФИС ГИА и приема и РИС ГИА (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ) Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от ) с изменениями от ) Порядок аккредитации общественных наблюдателей (утв. Приказом Минобрнауки России от ) Проведение ГИА по образовательным программам среднего общего образования 2
Новшества 2015 года 1. Иностранный язык в письменной и устной форме (по выбору учащегося) 2. ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне (по выбору учащихся) 3. Прием заявлений на участие в ЕГЭ до 1 февраля 2015 года 4. Отсутствие дополнительного периода (июль) сдачи ЕГЭ 5. Утверждение Рособрнадзором председателя и заместителя председателя ГЭК 6. Определение места хранения личных вещей в ППЭ 7. Пересдача ЕГЭ по предметам по выбору в сентябре в специализированных центрах 8. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА 9. Видеонаблюдение в 80% аудиторий 10. Заключение ПМПК при проведении экзаменов на дому Новое в Порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования 3
Регистрация до февраля 2015 года (русский язык, география) выпускники прошлых лет; лица, имеющие неудовлетворительный результат в прошлые годы; обучающиеся образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации; обучающиеся XI (XII) классов, освоившие предмет и имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения. Регистрация до марта – 24 апреля 2015 года выпускники прошлых лет; лица, имеющие неудовлетворительный результат в прошлые годы; обучающиеся образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации; обучающиеся XI (XII) классов, освоившие предмет и имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения; обучающиеся, имеющие допуск педагогического совета. Регистрация до мая – 26 июня 2015 года все категории Этапы проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования 4
В целях подготовки к ГИА по программам основного общего и среднего общего образования Рособрнадзором направлено письмо в Министерство здравоохранения Российской Федерации от о предоставлении списка федеральных и окружных учреждений здравоохранения Особенности: Продление экзамена на 1,5 часа Проведение ГИА в больницах ППЭ на дому (для лиц, имеющих: рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии медицинские основания для обучения на дому) Участники ГИА с ОВЗ 5
Поручение Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от г Задачи: сочинение (изложение) – допуск к ГИА (оценка школой: «зачет- незачет») сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ) Открытые тематические направления для итогового сочинения: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы? Порядок проведения итогового сочинения (изложения) 6
Ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ Правила формирования и ведения ФИС ГИА и приема и РИС ГИА (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ) Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России 1394 от ) Проект приказа Минорнауки «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» Проект приказа Минорнауки Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году Порядок аккредитации общественных наблюдателей (утв. Приказом Минобрнауки России от ) Порядок разработки, использования и хранения КИМ для ГИА (утв. приказом Рособрнадзора от ) Перечень нормативных правовых актов по образовательным программам основного общего образования 7
Изменение перечня предметов, указанных в заявлении на сдачу экзаменов, за 2 недели до начала соответствующих экзаменов Закрепление возможности записи устных ответов лиц с ОВЗ, не имеющих возможности сдавать письменно ГВЭ Определение места для личных вещей участников ГИА в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ Незамедлительное внесение данных в РИС по завершении обработки экзаменационных работ В день проведения экзаменов в ППЭ по согласованию с территориальными подразделениями МВД России присутствуют сотрудники полиции и сотрудники ЧОП Основные изменения в нормативных правовых актах по ГИА-9 8
Национальные исследования качества образования Качество математического образования 5-7 классы (28 октября 2014 г.) Качество преподавания русского языка, математики, окружающего мира в 4 классе (апрель 2015 г.) Качество образования по информатике и ИКТ 8-9 классы (октябрь 2015 г.) Родительское оценивание Мониторинг уровня освоения образовательных программ студентов-первокурсников (октябрь-ноябрь 2014 г.) Всероссийские проверочные работы (с 2016 г.) Совершенствование системы оценки качества образования 9
Исследование качества образования Математического образования в 5-7 классах (октябрь 2014 г.) Начального образования (апрель 2015 г.) Информационных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.) Цели исследования Анализ состояния математического образования в контексте реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации Анализ качества начального образования с учетом введения ФГОС Анализ качества подготовки школьников в области информационных технологий с учетом тенденций развития отрасли ИТ Перечень проектов, реализуемых в рамках программы НИКО в гг. 10
Перечень проектов, реализуемых в рамках программы НИКО в гг октября 2014 г. Математика (5-7 классы ) апрель 2015 г. Русский язык, математика, окружающий мир (4 класс) октябрь 2015 г. Информатика, ИКТ (8-9 классы) График исследований качества образования
Особенности реализации НИКО 12 Проведение исследований не реже 2 раз в год, каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы Каждый проект НИКО реализуется на основе единой организационно-технологической схемы, могут применяться бланковые технологии, технологии компьютерного тестирования Сайт edu-niko.ru, межрегиональные конференции по оценке качества общего образования Присутствие организаторов и независимых наблюдателей В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ Проведение диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов Сбор контекстных данных Анкетирование участников исследования Проведение исследований Выпуск итогового доклада по проекту Открытый банк заданий для использования в оценочных процедурах в системе образования
Формирование выборки образовательных организаций для участия в проектах программы НИКО 13 В масштабах Российской Федерации В масштабах группы субъектов Российской Федерации В рамках отдельных субъектов В рамках отдельных МО
Модели использования результатов проекта в рамках программы НИКО 14 для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений На федеральном уровне для совершенствованию преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей На региональном и муниципальном уровне для совершенствования преподавания учебных предметов Образовательными организациями для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка Родителями и детьми Не допускается использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Письмо Д.В. Ливанова об оценке качества образования в части нецелесообразности использования результатов ЕГЭ для оценки работы педагогов, директоров школ и муниципалитетов (от 27 июня 2014 года ДЛ-187/08) Письмо С.С.Кравцова о проведении НИКО в части нецелесообразности использования результатов НИКО для оценки работы педагогов, директоров школ, муниципалитетов и региональных органов управления образования (от 24 октября 2014 года ) Задача оценки качества образования – стимулирование развития образования, а не наказание за результат 15
Благодарю за внимание! 16