Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров
Достичь новых образовательных результатов Решить современные педагогические задачи Получить новые качества личности школьника Проектная деятельность
Отличие проекта от проектной задачи … Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств. Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( системы ) заданий.
Основная школа Начальная школа
« ЗАДАЧА » сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения
В образовательной практике используются разные типы задач : учебная задача конкретно - практическая задача творческая ( олимпиадная ) задача
Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического ( содержательного ) обобщения
Конкретно - практическая задача ориентирована на применение ( отработку ) уже освоенных способов действий ( знаний, умений ) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета
Творческая ( олимпиадная ) задача задача, которая не имеет готового формального способа решения
Перечисленные типы задач не позволяют : Научить самостоятельному выбору способа решения задачи … Стимулировать получение принципиально нового « продукта »… Содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе … Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации … Задать разные « стратегии » решения задачи с получением « веера » возможных результатов
Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования
Проектная задача Создание ситуации, в которой не должна быть напрямую поставлена задача ; Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации ; Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, а следовательно, возможных вариантов конечного « продукта » было несколько ; Местом « сборки продукта », оформления итогового результата является итоговое задание.
Педагогические эффекты, в ходе решения проектных задач: i. Возможность организации сотрудничества между детьми при решении проектных задач ; ii. Обучение способу проектирования через специально разработанные задания ; iii. Возможность « переноса » известных способов действия в модельную ситуацию.
Этапы решения ПЗ: 1. Анализ ситуации. Переформулирование её в проблему. 2. Установление приоритетов ценностей. 3. Формулирование принципов отбора целей. 4. Постановка ( принятие ) цели действия. 5. Поиск средств - перевод проблемы в задачу. 6. Выбор средств решения задачи. 7. Решение задачи. 8. Анализ полученного результата соотнесение его с проблемой. 9. Представление окружающим полученного результата ( продукта ).
Типы ПЗ: Предметные ; Межпредметные ; Разновозрастные ; Одновозрастные.
В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества ; основной метод – встроенное наблюдение.
В 4-5 классах целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную ( модельную ) ситуацию ; учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу.
« Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно - тематическом планировании ( образовательной программе ) учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели ( кроме решения проектной задачи, других учебных занятий не предусматривается ). Такие « недели проектных задач » в начальной школе становятся кульминационными точками учебного года … В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется учебных часов, что составляет 20-30% учебного времени »
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно Л. Выготский