Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 г. Буденновск. Урок « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация». Автор: Харченко Ольга Евгеньевна, Учитель русского языка и литературы, I категория, Оборудование: мобильный класс, Технология: ИКТ
Тема урока: «Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».
Цели урока : 1. Повторить сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация». 2. Закрепить умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. 3. Воспитывать любовь к родной природе.
Фронтальная беседа: В какую группу славянских языков входит русский язык? Какие доказательства их родственности вы можете привести? Как вы докажите, что язык – развивающееся явление? Как называется наука о языке? Какие разделы науки о языке вы изучали? Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация? Какие знаки препинания вы знаете?
Устная синтаксическая работа: А: «П?» А: «П!» «П»,- а. «П!»- а. Задание: по данным схемам составить предложения.
Синтаксис рассматривает правила построения и разновидности словосочетаний и предложений. Пунктуация 1) система знаков препинания 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания.
Разбор предложения: Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось. Задание: Что является грамматической основой предложения? Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их. Какие члены предложения вы обозначили? Сколько всего членов предложения в русском языке? Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и ? Почему? Докажите.
КАРТОЧКА: Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву. Построить схему предложения. Объяснить все изученные орфограммы.
Работа с текстом: Снежинки во двор прилетели и лужицы стынут во льду. Скорей закрывайте метели кусты и деревья в лесу. Зреет рожь над жаркой нивой и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые лепестки. Устная работа. Угадайте времена года. Письменно. Поставить знаки препинания в предложениях.
Упражнение на развитие: Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её. Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого поприветствовал.
Самостоятельная работа: Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу.В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки. Задание: из простых предложений составить сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.
Упражнение 12 Перед глазами ехавших ра..ст..далась широкая, бе..конечная равнина.Т..снясь и взгляд..вася друг из – за друга, холмы сл..ваются в возвышенность, которая тянется вправо от дорог.. до самого горизонта и и..чезает в лиловой дали. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скр..почую, монотонную музыку.
Итог урока: Что изучает пунктуация? Как связана пунктуация с синтаксисом? Расскажите о знаках препинания в сложном предложении. Приведите примеры сложных предложений.
Домашнее задание: Упражнение 12, п. 2, стр.6-7
Список литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2004 г. Москва «Просвещение» 2004 г. Пособие для учителей. Пособие для учителей. Уроки русского языка в 7 классе. Уроки русского языка в 7 классе. Автор – Л. А. Виноградова Автор – Л. А. Виноградова Москва «Просвещение» 2002 г. Москва «Просвещение» 2002 г. Книга для учителя Книга для учителя Уроки русского языка в 7 классе. Уроки русского языка в 7 классе. Автор – Г. А. Богданова Автор – Г. А. Богданова Москва «Просвещение» 2001 г. Москва «Просвещение» 2001 г.