Инклюзивное образование как вариант интеграции Приходько Анна Александровна, заместитель директора по УМР МБОУ «СОШ 7» г. Рубцовска
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» Л.Н.Толстой «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье «Из глубины»
ИНТЕГРАЦИЯ Интернальная В специальных классах (группах) массовых школ (садов) Экстернальная ИНКЛЮЗИЯ: в обычном классе (группе) массовой школы (сада) Инклюзия – самый радикальный вариант интеграции.
Причины выбора экстернальной интеграции Организационные Педагогические Отсутствие специальных (коррекционных) учреждений. Их удалённость от места проживания ребёнка и его семьи. Нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении. При дифференцированном специальном образовании патернализм со стороны государства и общества сочетается с изоляцией детей – инвалидов от реальной жизни общества. Формируется социальная пассивность, отсутствие желания трудиться: около половины учащихся старших классов специальных школ не проявляет беспокойства о своей будущей жизни. Иждивенческая позиция, ложная уверенность в том, что забота и помощь окружающих - само собой разумеющееся обязательство. Волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.
Все дети разные
Обычное образование Обычное образование Специальное образование Специальное образование
Интегрированное образование Терапия Реабилитация
Инклюзивное образование
ИНТЕГРАЦИЯИНКЛЮЗИЯ Внимание направлено на проблемы «особых» детей Внимание направлено на всех детей детского сада, школы Необходимое требование – изменение субъекта (ребенка с проблемами) Изменяются детский сад, школа Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса Возможно использование специальных методов обучения и терапия Качественное обучение и воспитание всех детей – учеников школы Ассимиляция Трансформация
Достоинства инклюзивного образования (в интересах ребёнка и общества) Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества. Полноценное образование Адаптация и интеграция в социум Адаптация и интеграция в социум Общение со сверстникам и Понимание проблем инвалидов, улучшение соц. системы
Условия успешной инклюзии Правовые МентальныеОрганизационно- педагогические Жизнедеятельности Демократичное общество и правовая защищённость. Приоритет интересов ребёнка. Возможность выбора: интеграция/дифференциация. Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ. Готовность ребёнка с ОВЗ. Готовность здоровых детей к совместному обучению. Доброжелательная атмосфера в сообществе детей, родителей и педагогов. Готовность общества в целом. Система ранней диагностики отклонений. Финансовое обеспечение. Подготовка воспитателей, кл. руководителей, учителей- предметников, к работе в инклюзивном классе. Наличие ассистента учителя (сурдопереводчик, тьютор). Специалисты для поддержки вне класса (логопед, специальный психолог). Возможность разработки индивидуального «маршрута» обучения. Система оценки результатов. Специальное обустройство пришкольной территории, мест общего пользования внутри школы (лестниц, коридоров, туалетов), классов. Например: пандусы, подъёмники, приспособленные для колясочников двери. Специальное учебное оборудование, учебные материалы. Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура. Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении.
Внешние условия Раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения. Обязательная коррекционная помощь каждом интегрированному ребёнку с ОВЗ. Обоснованный отбор детей с ОВЗ для интегрированного обучения. Внутренние условия Уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем больше возможность успешного совместного обучения). Способность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в обычные сроки: наибольшая эффективность полной инклюзии – при небольших нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих, колясочников, с легкой формой ДЦП и др.) Вариант: способность заниматься по индивидуальному маршруту обучения. психологическая готовность ученика с ОВЗ заниматься в обычном классе и др. Готовность ребёнка с ОВЗ к инклюзии
Принципы формирования индивидуальной программы обучения: Применимо ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе Обязательно для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Является наиболее эффективным в повышении успешности ученика Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Выражает принятие ученика, уважение к его индивидуальным потребностям в обучении
Структура индивидуальной образовательной программы пояснительная записка; индивидуальный учебный план; содержание программы, включающее в себя три основных блока: образовательный компонент; коррекционный компонент; воспитательный компонент; мониторинг достижений обучающегося; заключение и рекомендации.
Задачи по адаптации образовательной программы: компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка; минимизации рисков, связанных с организацией и содержанием обучения; реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме; выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.
Направления деятельности учителя по адаптации программы: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование тех или иных форм организации учебной деятельности; использование тех или иных технологических приемов; использование тех или иных дидактических материалов.
Организация работы школьника с учётом «периода наивысшей продуктивности» Не ставить учащихся в ситуацию, требующего быстрого ответа, предоставляя время на обдумывание и подготовку. По возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью.
Рекомендации по работе Не предлагать часто и быстро меняющиеся задания. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос. Не спрашивать в начале урока. Не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу. Не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.