ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Современная ситуация требует применения Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ЗАДАЧИ Создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса Поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний ЗАДАЧИ Создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса Поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний
Технология развития критического мышления Стадии критического мышления Вызов Вызов Осмысление новой информации Осмысление новой информации Рефлексия Рефлексия
Стадия вызова призвана Стадия вызова призвана - активизировать слабых и сильных, - формировать мотивацию на учебную деятельность - настраивать на воспроизведение изучаемого материала с учетом своей активной жизненной позиции
-кластер концептуальное колесо -мозговой штурм -синквейн -«знаем /хотим узнать / узнали» -учимся вместе -ажурная пила -зигзаг -insert -5-w -бриллиант Методические приёмы, формирующие критическое мышление
служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления: Технология составления: Ключевое слово; Ключевое слово; Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Возможности использования Возможности использования Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation) Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation) Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
The famous CLUSTER
The famous SINGERS POLITICIANS MUSICIANS SCIENTISTS ARTISTS WRITERS POETS CLUSTER
What ways of travelling do you know? Ways of travelling by carby planeby busby train by sea by bike on footon a ship People can travel …………
Концептуальное колесо Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: Like Like Love Love to be fond of to be fond of enjoy enjoy To be keen on To be keen on get pleasure with get pleasure with prefer prefer
"BrainStorming(Мозговой штурм) Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar? Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?
Calendar Date Holiday Year Season Week Months Number s Weekdays Example:
Круги по воде S – summer S – summer E –Earth E –Earth A –autumn A –autumn S –snowy S –snowy O –October O –October N -Nasty N -Nasty Тема: Времена года Тема: Времена года
Синквейн 1. Имя (название, личность, предмет, звание…) London 2. Два прилагательных, описывающих эту личность, предмет… Два прилагательных, описывающих эту личность, предмет… exciting, majestic exciting, majestic 3. Описание действий (3 глагола) surprising, waiting, welcoming surprising, waiting, welcoming 4. Фраза из 4 слов, которые показывают отношение к теме I want to visit it I want to visit it 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия this capital this capital (a dream) (a dream)
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске. Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске. В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку. В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Возможности использования: Возможности использования: При работе с текстом; При работе с текстом; При изучении грамматики. При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом Как это делать при работе с текстом Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее: Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее: Суммирует содержание абзаца; Суммирует содержание абзаца; Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить; Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить; Растолковывает то, что для других осталось неясным; Растолковывает то, что для других осталось неясным; Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца; Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца; Даёт задание на чтение следующего абзаца. Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы». « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы». Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме; Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме; Первая группа выявляет основные случаи употребления времени описывает действия; Первая группа выявляет основные случаи употребления времени описывает действия; Вторая находит указатели, слова-помощники; Вторая находит указатели, слова-помощники; Третья составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Третья составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Возможности использования: Возможности использования: При работе с текстом; При работе с текстом; При изучении грамматики. При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом Как это делать при работе с текстом Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников; Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников; Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал); Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал); Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе; Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе; Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией; Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией; По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов; По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов; Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке. Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке.
Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер. Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер. Учитель предлагает обратиться к материалу урока. Учитель предлагает обратиться к материалу урока. Кратко обсуждается тема, ставится задача разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Кратко обсуждается тема, ставится задача разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам и обучают других в группе и обучают других в группе
Этот приём работает на стадии осмысления содержания I interactive интерактивная I interactive интерактивная N noting размечающая N noting размечающая S system система для S system система для E effective эффективного E effective эффективного R reading and чтения и T thinking размышления T thinking размышления Это маркировка текста значками по мере его чтения. Это маркировка текста значками по мере его чтения. « V» уже знал « V» уже знал «+» новое «+» новое «-» думал иначе «-» думал иначе «?» не понял, есть вопросы «?» не понял, есть вопросы Во время чтения учащиеся делают на полях пометки; Во время чтения учащиеся делают на полях пометки; Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Прием для стимулирования размышления после чтения текста Прием для стимулирования размышления после чтения текста 1. Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными 1. Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными 2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу 2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу 3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий 3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий 4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения 4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения 5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово. 5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём « Даймонд». В переводе с английского бриллиант, алмаз. Важный момент в задании встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта. При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём « Даймонд». В переводе с английского бриллиант, алмаз. Важный момент в задании встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Teacher: Imagine yourself that you are Tornado. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather. Teacher: Imagine yourself that you are Tornado. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather. Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can. Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Особенности развитого критического мышления Оценочность Оценочность Открытость новым идеям Открытость новым идеям Собственное мнение Собственное мнение Рефлексия Рефлексия
Технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений генерировать идеи генерировать идеи найти многовариантное решение проблемы найти многовариантное решение проблемы излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию кратко излагать свою мысль кратко излагать свою мысль