Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка как одно из средств достижения новых образовательных результатов Из опыта работы учителя русского языка и литературы Кудряшовой М.Г. г. Ртищево МОУ «СОШ 4»
2
Причины формирование и развитие речевых навыков; желание развития творческого мышления; потребность в развитии письменной и устной речи; увеличение объёма информации; низкая мотивация учебной деятельности. 3
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ умение решати учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, т.е. ключевых компетенций Осуществить это можно с помощью : способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии
Технология развития критического мышления Современные образовательные технологии позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний. ТРКМ развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировати информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломати стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе. 5
Адресность опыта: Данная технология применима в работе всех преподавателей. Данная технология применима в работе всех преподавателей. Благодаря рассматриваемой технологии в учебном процессе происходит соединение различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. Благодаря рассматриваемой технологии в учебном процессе происходит соединение различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРКМ, каждый преподаватель может выбрати те, которые близки лично ему, не выходя за гранпиццы рамочного подхода данной технологии. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРКМ, каждый преподаватель может выбрати те, которые близки лично ему, не выходя за гранпиццы рамочного подхода данной технологии. 6
7
8 Стадии ЗадачиСодержание Первая стадия «Вызов» 1) Актуализировати имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; 2) Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; 3) Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.
9 Стадии ЗадачиСодержание Вторая стадия «Осмысление» 1) Помочь активно воспринимати изучаемый материал; 2) Помочь соотнести старые знания с новыми. Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.
10 Стадии ЗадачиСодержание Третья стадия «Рефлексия» 1) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал; 2) Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество. Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.
11 Первая стадия –вызов активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Приемы: Приемы: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Четвёртый лишний», «Свободное плавание», «Мысли по кругу», «Верные и неверные утверждения», прием составления списка известной информации, подбор определений, проблемный вопрос, «Атака вслепую», «Мозговой штурм».
Приём «Верные и неверные утверждения» - Верите ли вы, что глагол обозначает предмет? - Верите ли вы, что у глагола есть постоянные и непостоянные признаки? - Верите ли вы, что слово глагол многозначное? - Верите ли вы, что глагол в предложении может быть подлежащим? - Верите ли вы, что глаголы бывают возвратные и невозвратные? - Верите ли вы, что глагол имеет разное лексическое значение? - Верите ли вы, что у глагола кроме вам известных морфологических признаков есть ещё?
П РИЕМ «Д ЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » Листья Листья - аргументы обоснование этих предположений Ствол дерева – тема Ствол дерева – тема Ветви - предположения вероятные и возможные
Прием «Дерево предсказаний». ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Повторить то, что знаем о глаголе. Выявлять морфологические признаки глагола. Узнати что-то новое о глаголе Учиться анализировати и сравнивати.
тема Приём «Кластер» (гроздья)
Простое предложение по цели высказывания по эмоциональной окраске по наличию главных членов по наличию второстепенных членов повествовательные вопросительные побудительные восклицательные невосклицательные распространенные нераспространенные двусоставные односоставные определенно- личные неопределенно- личные безличные назывные
Приём «Кластер » или заполнение таблпиццы Грамматичес кое значение Вопрос Морфологические признаки Роль в предложении постоянные непостоянные Действие предмета Что делати? Что сделати? Спряжение Время, лицо, число, род Сказуемое Глагол как часть речи
Приём «Четвёртый лишний» Обида, огорчение, жестокость, ударить. Смех, улыбка, хохотати, радость. Печалиться, грусть, настроение, веселье. Предательство, помочь, подсказка, дружба.
Прием «Знаю – хочу узнати - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнати (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю перед собой цели Что я знал, а что узнал?
Прием «Корзина идей и понятий» Можно «сбрасывати» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). Потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а дальше все знания по порядку складываются в корзину, причем, действительно все: и правильные, и неправильные. В первые моменты работы по этой технологии одно условие перед учащимися – старатися произносить, если это возможно, только полные ответы. В результате – прием сразу станет работати на развитие устной речи. 21
Вторая стадия- осмысление нового материала Приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, «Бортовой журнал», «Толстый и тонкий вопросы», «Инсерт», «Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно»)
Приём «Продолжи предложение» Глагол – это… (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета) На какие вопросы может отвечати глагол? Постоянные признаки глагола- это… Непостоянные признаки глагола – это… Глаголы могут иметь лексическое значение… Кроме лексического значения глагола имеют …. (грамматическое значение)
Приём«Бортового журнал» Что мне известно по данной теме? Что я узнал (а) по данной теме? Действие предмета Что делати? Что сделати? Спряжение Время, лицо, число, род; Сказуемое;
Прием «Чтение с пометками INSERT». V осознати новые знания + исправить неверные предположения - исправить неверные предположения ! ? побудить дальнейший интерес к теме Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знати об этом больше
Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблпиццы. Этот приём позволяет проверить знания буквально каждого ученика, если время не позволяет заполнить таблицу на уроке, то можно продолжить её заполнение дома. 26
Информационный текст 1. Название Глагол происходит от старославянского слова глаголить, что значит говорить. 2. Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делати? что сделати? 3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгати, бегати, плавати…); звучания (петь, говорить, кричати); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитыватися, нагреватися); существования (жить, находиться) и другие. 4. Глаголы имеют общее грамматическое значение действие. 5. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: а) вид: совершенный (что сделати?); и несовершенный (что делати?) б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; г) спряжение это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опиратися на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ати (слышати, дышати, держати, гнати). 2) Непостоянные признаки а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и част Информационный текст пиццы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).; б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делати? что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я МЫ); 2 е (ТЫ ВЫ); 3 е (ОН ОНА ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.) д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) 6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступати в роли подлежащего (Учиться всегда пригодится), входит в грамматическую основу предложения. 7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовати, недоумевати, недомогати, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливати. 8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь…. 10) Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
Прием «Лови ошибку» Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Время выполнения: 5-6 минут Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. 28
Третья стадия – размышление (рефлексия) Приемы: Приемы: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», кластер, эссе, вопросительные слова, пирамида смысла и другие.
Прием «Ромашка Блума» П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?
Прием « Вопросительные слова» -Что … - Где …. - Для чего …. - Много ли … - Как … - Почему … - Чем … - Могут ли … - В чем …
Приём «Кластер»
Прием «Зигзаг» или «Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблпиццы Заполнение таблпиццы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования
Приём «Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме?Что я узнал (а) по данной теме? Действие предмета Что делати? Что сделати? Спряжение Время, лицо, число, род Сказуемое Лексические значения: движения, звучания, состояния, процесса,существования и другие. вид: совершенный (что сделати?); и несовершенный (что делати?) переходность и непереходность возвратность и невозвратность наклонение: изъявительное, условное, повелительное род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) В предложении может выступати в роли подлежащего входит в грамматическую основу предложения.
Приём «Синквейн» Глагол Интересный, изменяющийся Сообщает, открывает, сказывает. Без него обойтись трудно. Действие. Глагол Важный, необходимый Действует, обозначает, изменяется Глаголом жги сердца людей Знание
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звати...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...? ПРИЕМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»
Шесть шляп мышления
Самооценка работы «Очаг знаний» На листе нарисованы поленья, из «маленьких язычков пламени» (стикеров) образуем общий «очаг» (учащиеся наклеивают стикеры на лист). Если доволен своей работой на уроке, выбираешь красный стикер. Если не очень доволен своей работой на уроке, выбираешь оранжевый стикер. Если не доволен своей работой на уроке, выбираешь желтый стикер.
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - У меня есть вопросы - Мне надо ещё раз всё повторить
41
Результативность опыта: Внимание на уроке Снижает утомляемость, напряжение Самовыражение Творчество Социальная адаптация