Автор – С*** Наталия, 6 «а» класс ГБОУ СОШ 211 г. Москвы Учитель математики – Лычкина Б.В.
Хорошие вычислительные навыки позволяют человеку сэкономить время в его повседневной деятельности. Изучив новые нестандартные приемы вычисления, мы можем внедрить их в собственную вычислительную практику, тем самым повысить уровень своей математической подготовки, то есть получать на уроках высокие отметки.
Знакомство с разными способами вычисления, исследование данной темы и доказательство того, что каждый ученик при желании способен освоить приемы быстрого счета. Рассмотреть некоторые приемы быстрого счета и на конкретных примерах показать преимущества их использования.
1. Изучение. 2. Исследование. 3. Сравнение. 4. Анализ.
1. Что такое устный счет. 2. Зачем нужны хорошие навыки счета. 3. О чем гласит статистика. 4. Когда нужно проводить устный счет на уроке. 5. Какие виды устного счета необходимо использовать. 6. Приёмы устного счета. 7. Выводы.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счёта – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Именно в пятых-шестых классах закладываются основы математической грамотности
Не научимся считать в этот период – будем в дальнейшем испытывать трудности в учебе, и обречём себя на постоянные, обидные промахи.
Развитие памяти; Развитие слуховых возможностей; Развитие умственных способностей, которые широко применимы в жизни; Умение прислушиваться к окружающим; Какие навыки развивает устный счет?
Статистика гласит: - 50% считают плохо, - 40% считают хорошо, - 10% считают очень хорошо. Постараемся изменить цифры статистики в лучшую сторону.
Учителю математики надо обращать внимание на устный счёт с того самого момента, когда ученики переходят из начальной школы. Но нагрузка должна идти постепенно и должна проводиться в разных формах.
В начале урока Если устный счет вводит учеников в содержание и развитие темы урока В конце урока Если целью устного счета является повторение и закрепление приемов счета, он проводится в начале урока.
Виды устного счета Слуховой Зрительный Форма ответа Устная Письменная
Если один множитель увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, то произведение не изменится Примеры: 51·27=153·9=459·3= ·16=46·8=92·4=184·2=368 Исследуя данный способ умножения, можно заметить, что один из множителей раскладывают на простые сомножители. Этот способ удобно использовать, если один из множителей является степенью двойки или тройки.
Один из множителей представить в виде суммы десятков числа и чисел 5, 2 и 1. Примеры: 53·89=89·(50+2+1)=8900: = = · 91 = 47 · ( ) = = = =4277
Чтобы умножить двузначное число на 101, надо мысленно приписать к данному числу ещё раз само это число. Примеры: 94·101=9494, так как 94·100+94·1= ·67=6767
Чтобы умножить число на 15, надо увеличить его в 10 раз и прибавить к результату еще половину. Примеры: 36·15= = ·15= = =4440
Если сумма цифр двузначного числа меньше 10, то первой цифрой произведения будет первая цифра числа, последней цифрой – последняя цифра числа, а между ними цифра, являющаяся суммой цифр числа. Пример 1: 36·11 Крайними цифрами будут 3 и 6, средней цифрой будет 6+3=9 36·11=396
Пример 2.253·11 Крайние цифры множимого будут крайними цифрами произведения. Второй цифрой произведения будет сумма первой и второй цифры множимого (2+5=7); третьей цифрой будет сумма второй и третьей цифры множимого (5+3=8) 253·11=2783
Если сумма двух рядом стоящих цифр не меньше 10, то к первой цифре множимого добавляем единицу (это будет первая цифра произведения), вторая цифра суммы рядом стоящих цифр множимого будет средней в произведении, а последняя цифра множимого будет последней цифрой произведения. Пример 1: 74 х 11=814, так как 7+4=11, первая цифра ответа 7+1=8, вторая – последняя цифра суммы 1, третья – последняя цифра множимого 4.
Пример х 11 7 – цифра единиц в произведении; 7+9=16 – 6 цифра десятков в произведении; один в уме. 9+4 да один в уме, будет 14 (4 – цифра сотен в произведении; один в уме) 4 да один в уме будет 5 – первая цифра произведения. 497 х 11=5467
Попробовали способы быстрого счета на уроках математики в своем классе и на занятиях курса по выбору. Многим ребятам эти приемы счета понравились. На сегодняшний день 67% моих одноклассников используют прием умножения на 101, 53% используют прием умножения на 11, практически весь класс пользуется приемом удваивания. Способ Гаусса понравился только тем ученикам, которые учатся на 4 и 5. Ребята повысили уровень своих знаний и используют эти приемы не только на уроках, но и в повседневной жизни.