Создание и развитие Служб примирения Морозова Н.Н.
МОДЕЛИ РЕАГИРОВАНИЯ Карательная модель Восстановительное правосудие Попустительская модель Модель социальных услуг
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОДХОД ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗНАНИЕ О СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМАХ КЛИЕНТОВ ДИАГНОСТИКА Социальный работник Несовершенно- летний Семья и ближайшее окружение СУДЬЯ, КНД, МИЛИЦИЯ
Восстановительное правосудие как идея и технология в работе с семьей и детьми Признано на международном уровне С 1997 г. в России и странах постсоветского пространства распространяется Общественным центром «Судебно-правовая реформа» в ситуациях преступления и конфликта. Является альтернативным процессом разрешения споров, наложения санкций, отличной от традиционной, «новой» модели уголовного правосудия. Направленно на исправление разорванных социальных связей с помощью восстановительной медиации, «Семейных конференций», «Кругов примирения». Помогает реализовать важные ценности: примирение конфликтующих сторон, исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие ближайшего социального окружения. Возвращает возможность решения проблем самим подросткам и их семьям (проблема решается силами самих участников).
Указ президента РФ 761 от 01 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» : «..Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а так же в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка» «…рекомендуется создавать «школьные службы примирения », нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательных учреждениях»
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор (посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Важно – чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная культура школы: минимизация расширения конфликта сохранение конструктивных отношений формирование готовности к примирению предотвращение разрушающих действий
СИТУАЦИЯ УСЛОВИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ Пространство персонально ориентированного диалога Пространство восстановительных действий Пространство проектирования будущего у правонарушителей Пространство реализации проектов МОДЕЛЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ Участники криминальной или конфликтной ситуации Совместная работа медиаторов и специалистов
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СОВМЕСТНАЯ ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ, СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ, СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ ОСОЗНАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО ПОНИМАНИЕ СЕБЯ ПОНИМАНИЕ СЕБЯ МЕДАТОР УЧАСТНИКИ КРИМИНАЛЬНОЙ ИЛИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
Пути примирения в образовательной среде Использование некоторых слайдов из презентации Медведковой Ольги Центр «На снежной» г. Москва
Школьная служба примирения – это организационная форма, в которой команда взрослых и подростков реализует в образовательном учреждении принципы и технологии восстановительного подхода. Миссия ШСП – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Цель ШСП – развитие в образовательных учреждениях восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения. В ШСП входят – учащиеся – медиаторы и взрослый куратор.
Образовательная среда - совокупность факторов, формируемая укладом жизнедеятельности школы: материальными ресурсами школы, организацией учебного процесса, питанием, медицинской помощью, психологическим климатом.
Образовательная среда - совокупность факторов, формируемая укладом жизнедеятельности школы: материальными ресурсами школы, организацией учебного процесса, питанием, медицинской помощью, психологическим климатом.
Конфликт – это любое столкновение интересов В школе много людей с различными целями, убеждениями, ценностями, поэтому школьные конфликты неизбежны
Привычные способы реагирования на конфликт или конфликтная история Повторение конфликтов из раза в раз Обычно конфликты подавляют, решают с помощью наказания, выведения за пределы школы Избегают Обесценивают
Как сделать конфликт ресурсом, а не препятствием в воспитании, общении, обучении? Передать ответственность за конфликт самим участникам при помощи посредника. Использование не наказания, а заглаживания вреда Обучать участников образовательного процесса договариваться, слышать друг друга, прощать и уважать Формировать школьное сообщество, приемлющее примирительные технологии.
Результаты деятельности ШСП : Подростки расширяют свои знания о причинах и последствиях конфликтов, Повышают коммуникативные навыки, узнают способы предупреждения и разрешения конфликтов, Получают опыт отстаивания своих интересов.
Сотрудничество со школами по развитию ШСП Введение в практику разрешения школьных конфликтов техник «Кругов примирения», и «Семейных конференций» Распространение методологии примирительных методик в разрешении конфликтов
Как вы видите включение нового способа реагирования на проблемную ситуацию в своей работе?
1. Назначается ответственный (куратор) будущей Службы примирения 2. Куратор производит отбор учащихся – юных медиаторов. 3. Определяется состав Службы (куратор, учащиеся – медиаторы, прошедшие обучение, учащиеся – «группа поддержки») 4. Проводятся презентации Службы среди учащихся школы, педагогов, родителей. 5. Команда Службы примирения определяет: с какими конфликтными случаями будет работать, как будет поступать информация о конфликтах, где и в какое время будут проводиться примирительные встречи 6. Документация (план работы ШСП, отчетная документация, заключение соглашения и др.) 7. Определяется, «где, когда и как» будут проводиться занятия с юными медиаторами. 8. Каким образом будет организована поддержка и поощрение деятельности ШСП Порядок создания «Школьной Службы Примирения»
Активная информационная кампания в среде родителей силами родителей; Реклама наиболее успешных мероприятий, направленных на преодоление социальных стереотипов и предрассудков Возможные риски и способы устранения Трудности при подборе юных медиаторов организация дополнительных занятий с юными медиаторами с привлечением школьного психолога и оплаты его работы за счет привлеченных родителями средств Нежелание администрации школы продолжать поддерживать и организовывать деятельность ШСП обсуждение путей выхода из трудной ситуации, признание конкретных достижений ШСП, контакт с обсуждение путей выхода из трудной ситуации, признание конкретных достижений ШСП, контакт с Республиканским центром медиации по координации деятельности ШСП) Неготовность родительской общественности к новому способу преодоления конфликтных ситуаций
Служба примирения
МОНИТОРИНГ Восстановительные программы в социальных учреждениях 2010 г. Территория, число центров Количество действующих служб примирения (с подростками и взрослыми) Количество центров, где специалисты используют медиацию без создания службы Количество медиаторов в службах примирения Количество случаев, по которым началась работа Количество завершенных программ Из них имели перспектив у передачи в правоохранительные органы Общее число участников программ Взрослых – Подростков – Медиаций - Кругов – Семейных конференций - Взрослых – Подростков- 9. Какой процент ситуаций передается в службу от общего числа обращений в администрацию (если применимо) - субъективно, по мнению администрации.