Урок русского языка 3 класс по теме «Правописание суффиксов –ек, -ик» Алексеева Т.В. учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 Г. Опочки» уч.год
Не разгрызёшь __реш__к, __дура не съешь. 1. Назовите слова с безударной гласной. 2. Объясните их написание. Цель урока : ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НАПИСАНИЕМ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК
План действий. Сами попробуем узнать, когда нужно писать букву е, а когда и. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. Устраним затруднение. Применим новое знание.
Физминутка. Мы колени поднимаем – Шаг на месте выполняем. Выше ноги! Стой 1 – 2! Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим, И рывки мы выполняем. От души мы потянулись И на место вновь вернулись.
Соедините проверочное и проверяемое слово. ВЕНОЧ_К КИРПИЧ_К ГОРОШ_К КИРПИЧИКИ ВЕНОЧКИ ГОРОШКИ ГОРОШКА КИРПИЧИКА ВЕНОЧКА
Соедини проверочное и проверяемое слово. КИРПИЧИКИ ВЕНОЧКИ ГОРОШКИ ВЕНОЧ_К КИРПИЧ_К ГОРОШ_К ГОРОШКА КИРПИЧИКА ВЕНОЧКА
АЛГОРИТМ 1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем. 2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. 3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.
Разноуровневые задания. Вставьте гласную, выделите суффикс. Нос_к, щенок_к, чулок_к, рот_к, кружек_к, носач_к, кусач_к. Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек. Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют. Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока. Пон_села Красная Шапо_ка бабушка пир_жек и горшок_к масела. Тр_пинка спускалась в увраж_к. Выр_с на гря_ка душ_стрый город_к. На голубой к_локольч_к прыгнул зелёный кузнечик. На цветах сидели бабич_ки.
Проверь себя: Вставьте гласную, выделите суффикс. Нос Ик, щенок Ек, чулок Ек, рот Ик, кружек Ек, носач Ек, кусач Ек. Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек. Орех – орешек, шарф - шарфик, горох - городек, комар - комарик, кусок - кусачек, корабль - кораблик, парашют - парашютик. Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока. Горшочек, увражек, городек, колокольчик, кузнечик.
Если мы открыли этот секрет_к, то сможем открыть замок_к на волшебном ланч_ка. КЛЮЧ_К ? -ЕК, -ИК
Если мы открыли этот секретки, то сможем открыть замокиевк на волшебном ланчика. КЛЮЧИК ? -ЕК, -ИК
А в сундучка для вас стишок – запоминалка: Если гласная сбежала – Это Е была сначала. Нет замокка, есть замокиевк – Пишем Е без проволочек. Если гласная осталась – То, конечно, оказалось – Это И, а суффикс –ИК Это знает ученик!