Подготовила : воспитатель Булгакова Екатерина Сергеевна
Дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В деятельности экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким- то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.
1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. 2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. 3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». 4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: 5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. 6. Работа должна строиться на принципах личностно- ориентированной педагогики 7. Педагог должен свободно владеть фактическим материалом и не задумываться над методикой проведения каждого опыта. 1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. 2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. 3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». 4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: 5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. 6. Работа должна строиться на принципах личностно- ориентированной педагогики 7. Педагог должен свободно владеть фактическим материалом и не задумываться над методикой проведения каждого опыта.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Для большей пользы, стараемся не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, помогаем детям продумать методику проведения опыта, даем советы и рекомендации, вместе с ним осуществляем необходимые действия.
У детей средней группы все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого всегда необходим и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки.
Усложняется последний этап экспериментирования: при выполнении словесного отчета об увиденном, побуждаем детей не ограничиваться отдельными фразами, а произносить несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Наводящими вопросами учим выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу пока только разницу. С детьми пятого года жизни пытаемся проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.