Мастер класс Мастер класс
Обучение учащихся объяснять физические явления с применением приемов воздействия на эмоциональную сферу учащихся
Введение Объяснить физическое явление –это значит на основе имеющихся знаний выявить тот закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определить механизм его протекания. Объяснение в стиле командования и сухого академизма приводит «в некуда» и даже заводит в область отрицательных воздействий, поскольку не согласуется с потребностями ученика, с психологическими его особенностями и возможностями. Возрастные особенности школьников определяют их стремление к необычному, интересному особой душевной ранимостью. И в каждом ученике наблюдается становление человека с потребностью ощущать себя личностью.
Приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся Приемы, обусловленные возрастными особенностями учащихся: Приемы, обусловленные возрастными особенностями учащихся: - непонятные действия; - эксперимент без введения и пояснения; - занимательные случаи из жизни ученых-физиков; - кодирование с помощью специального рисунка; - киносюжет или анимация; - короткое сообщение, сказанное как бы между прочим, без особых усилий; - способ опережающего обучения «Что бы это значило?».
Приемы, учитывающие процесс становления личности ученика: Приемы, учитывающие процесс становления личности ученика: - «тайный сигнал» для ликвидации необходимости учащихся публично признаваться в своей непонятливости; - «тайный сигнал» для ликвидации необходимости учащихся публично признаваться в своей непонятливости; - учебные сигналы учащихся; - экспресс-оценка; - прогноз успеваемости; - «внимание!» (прием, направленный на развитие чувства товарищества.)
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно- образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно- образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов. Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов. Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных тел помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы молекула, которая... ". В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удаётся отождествить себя с объектом. Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных тел помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы молекула, которая... ". В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удаётся отождествить себя с объектом.
Процесс объяснения физических явлений можно разбить на шесть последующих шагов. Процесс объяснения физических явлений можно разбить на шесть последующих шагов. 1 шаг- знакомство с явлением, его видимыми особенностями.Этот шаг связан с чувственным восприятием. 2 шаг-составление рассказа об увиденном или услышанном.Этот шаг -усвоение исходных фактов или данных.Он осуществляется на основе речевых действий. 3 шаг-выделение взаимодействующих объектов(тела, вещества, частицы) и установление их состояний. Этот шаг- мыслительное действие, а именно анализ. 4 шаг-раскрытие механизма протекания явления путем разделения процесса на составляющие. Определяются причины и характеристики. Этот шаг опирается на логическое мышление. 5 шаг - краткое суммирование с выделением главного результата. Производится синтез знаний, вычленение основных сведений из материала. 6 шаг - общий вывод. Правильность суждений проверяется на опыте.