Методы формирования самоконтроля на уроках. Жигальцова Татьяна Викторовна, учитель физики высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ 1 им А.П. Гайдара
Самоконтроль – это один из важнейших факторов, обеспечивающий самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении ошибок. Самоконтроль – это один из важнейших факторов, обеспечивающий самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении ошибок.
Способ самоконтроля при решении физических задач - проверка размерности полученной величины Способ самоконтроля при решении физических задач - проверка размерности полученной величины T=T= T=T= или Т=[с]
Задача: Груз, прикрепленный к пружине жесткостью 40 Н/м, за 20 мин совершает 60 колебаний. Определить массу груза. Формулы для решения задачи: Задача: Груз, прикрепленный к пружине жесткостью 40 Н/м, за 20 мин совершает 60 колебаний. Определить массу груза. Формулы для решения задачи: T=T=. m=m=. m= m=. Конечная формула :Проверка размерности:
Проверка задачи с помощью формулировки обратной задачи, когда полученное в ходе решения задачи значение используется для расчета одного из известных параметров. Проверка задачи с помощью формулировки обратной задачи, когда полученное в ходе решения задачи значение используется для расчета одного из известных параметров. Какую работу совершает человек при поднятии груза массой 2 кг на высоту 1 м с ускорением 3 м/с 2? Проверьте свой результат, составив и решив обратную задачу. Какую работу совершает человек при поднятии груза массой 2 кг на высоту 1 м с ускорением 3 м/с 2? Проверьте свой результат, составив и решив обратную задачу.
Решение: согласно второму закону Ньютона: ma=F-mg, отсюда F=mg+ma. А так как работа A=Fs=Fh=hm(g+a). Решение: согласно второму закону Ньютона: ma=F-mg, отсюда F=mg+ma. А так как работа A=Fs=Fh=hm(g+a). С каким ускорением человек должен поднимать груз массой 2 кг на высоту 1 м, если при этом он совершает работу, равную 26 Дж? С каким ускорением человек должен поднимать груз массой 2 кг на высоту 1 м, если при этом он совершает работу, равную 26 Дж?
Оценка результата с точки зрения здравого смысла. Подобный вид самоконтроля применим в двух случаях: при неверном решении задачи и умышленном составлении задания с неверными заданными параметрами. Оценка результата с точки зрения здравого смысла. Подобный вид самоконтроля применим в двух случаях: при неверном решении задачи и умышленном составлении задания с неверными заданными параметрами.
Ребенок полностью погрузился в воду, налитую в ванну с вертикальными стенками, при этом уровень воды поднялся на 1 см. Какова масса ребенка, если средняя плотность тела человека 1,2 г/см 3, а площадь ванны 1 м 2? Массу ребенка : m = Vρ. Объем ребенка равен объему вытесненной жидкости: V = Sh. Таким образом, масса ребенка определится из выражения m = Vρ = = Shρ. Подставим численные значения известных величин m = 1 х 0,01 х 1,2 = 0,012 кг = 12 г (?!).
Найди ошибку на схеме
В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м 3. Вычисли плотность цирковой гири. Дано: Решение V = 5 кг m= 0,2 м 3 Ответ: = 25 кг/м 3 -? НАЙДИ ОШИБКИ
Графическая проверка решения задач. Графическая проверка решения задач. На рисунке представлен график зависимости модуля скорости автомобиля от времени. Определите путь, пройденный автомобилем в интервале от момента времени 0 с до момента времени 4 с после начала отсчета времени.
Графическая проверка решения задач. Графическая проверка решения задач. Уравнение движения материальной точки имеет вид х = 0,4t2 Вычислить путь, пройденный материальной точкой за 4 с. Написать формулу зависимости v (t) и построить график. Проверить решение задачи графически.
Игры с жесткими правилами: «домино», «лото», «лабиринт», «зашифрованное слово» и т. п.
тема «Закон сохранения механической энергии». Расставьте у результатов решения задач соответствующие буквы и прочитайте зашифрованное в задании слово (ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2): 1) Какова максимальная высота, на которую поднимется камень, брошенный вертикально вверх со скоростью 20 м/с? 2) С какой начальной скоростью нужно бросить вниз мяч с высоты 5 м, чтобы он подпрыгнул на высоту 10 м (удар считать абсолютно упругим)? 3) Какова в момент удара о землю кинетическая энергия тела массой 0.5 кг, упавшего вертикально вниз с высоты 6 м? 4) Какова скорость шарика, брошенного вертикально вниз с высоты 3 м с начальной скоростью 2 м/с, в момент удара о воду? 5) С какой начальной скоростью нужно бросить вертикально вверх мяч, чтобы он поднялся на высоту 5 м? Как вы думаете, почему зашифровали именно это слово? И А М Е Ы Р Л У ответ: Майер