в 15.00, ГБОУ СОШ 996, Борисовский пр-д, д.13
Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Профессиональный стандарт педагога отмечает: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации». В п часть вторая «Воспитательная работа» указывается на то, что педагог должен: - владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. - владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся [3, 10]. Приказ Минтруда России от N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России , регистрационный 30550).
Обзорные, которые знакомят с залами и экспозициями музея; Тематические, они раскрывают какую-то определённую тему; Проблемные проходят в форме диспута, возможны при овладении учащимися знаниями по заданной теме.
«определение цели и задач экскурсии, выбор темы, отбор литературы, составление библиографии и определение других источников материала, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление и обход/ объезд маршрута, подготовка текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д. Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д. Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом: - приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ); - приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала. В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы: Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него. Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.
Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.
Проблемы при организации экскурсионной работы и пути их решения (из опыта работы). Формы организации экскурсионной работы в музее (из опыта работы). Использование экспонатов школьного музея с применением метода проблемного обучения (из опыта работы). Экскурсионный этикет.
Методические рекомендации по организации экскурсионной работы в школьных музеях.