Интеграция понимает под собой включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Отечественной и зарубежной наукой и практикой выделены различны пути, обеспечивающие постепенную интеграцию. В процессе интеграции очевидна на роль обучения и воспитания, организации их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть, как можно более приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующими правовыми международными актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. В настоящее время в литературе и периодической печати используются оба термина: инклюзивное и интегративной обучение и воспитание (образование).
Новая образовательная программа школы должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми образовательными потребностями Сторонники волевых решений в области инклюзивного обучения любят ссылаться на положительный зарубежный опыт. При этом они, как правило, упускают из вида, что предлагаемые ими радикальные и быстрые меры не могут расцениваться в качестве аналога западных подходов, так как реализуются при отсутствии необходимой законодательной, экономической, кадровой базы. Не декларативная, а истинная образовательная интеграция, которая обеспечивается в странах Германии, США и других, в денежном исчислении не только не дешевле традиционного специального обучения, но и на порядок дороже. Продвинутая модель интеграции предполагает создание в рамках обычного класса уникального учебного места, введение в дополнение к учителю-предметнику второго педагога, приспособление инфраструктуры к возможностям ученика и многое другое.
Не декларативная, а истинная образовательная интеграция, которая обеспечивается в странах Германии, США и других, в денежном исчислении не только не дешевле традиционного специального обучения, но и на порядок дороже. Продвинутая модель интеграции предполагает создание в рамках обычного класса уникального учебного места, введение в дополнение к учителю- предметнику второго педагога, приспособление инфраструктуры к возможностям ученика и многое другое, то есть своего рода организацию в стенах класса «мини- специальной школы». По словам представителя ЮНЕСКО Х.Ольсен, «исследования проблем, связанных с обучением учеников с ограниченными возможностями здоровья,проведенные в семнадцати европейских странах показали, что если финансирование не осуществляется в достаточном объеме, то идея интеграции вряд ли может быть реализован анна практике».
Рассматривает многообразие культур как новую реальность. Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащих различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами и целями обучения. Таким образом, школа не должна ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. Учащиеся должны освоить общеобразовательную программу, соответствующую их образовательным потребностям, но каждый, делая это в индивидуальной манер е и иногда с разными успехами. «интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений …»; - «образовательное учреждение интегрированного обучения – образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений
Подобный доступ увеличивает шансы, предоставляя большую свободу вы бора каждому учащемуся. Данный принцип является главной целью образования, следовательно, все виды деятельности инклюзивной школы подчинены этому принципу и его отражению в деятельности учащихся, их семей, преподавателей и всех кто вовлечен в этот процесс
Дети учатся по-разному. Задача преподавателя – помочь учащимся (детям и молодым людям) понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Учителя ис пользуют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, целями и методами обучения. Инклюзивная школа всегда предоставляет ученикам возможность добиться более высоких результатов и улучшить свои знания.
Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успех ов и достижений, независимо от его национальности принадлежности к той или иной культуре, языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. В инклюзивной школе дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, круглые столы, выставки и другие предусмотренные образовательной программой виды деятельности являются инновационными и хорошо зарекомендовали себя при обучении детей в подобной школе
это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школа, воплощу дающая лучшее в образовании. Инклюзивные школы помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых:«…каждый приобщен, принят, оказывает поддержку поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей»
Постоянная полная интеграция Постоянная неполная интеграция Постоянная частичная интеграция Эпизодическая
Потенциал различных видов образовательных учреждений в организации интегрированного обучения Массовые учреждения: Постоянная полная Постоянная неполная Комбинированные: Постоянная полная; Постоянная неполная; Постоянная частична я; Временная частичная Специальные: Постоянная неполная; Эпизодическая
Чем более близким к возрастной норме является уровень развития ребенка и его психологическая готовность к совместному обучению, тем более полная интеграция ему показана, хотя и в этом случае сохраняется необходимость оказания индивидуальной коррекционной по мощи. Постоянная полная интеграция предполагает обучения ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних классах. Полная интеграция может быть эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Правила комплектования классов при полной интеграции следующие: дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в обычные классы школы. дети в течении всего дня находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками. Содержание совместной деятельности не регламентируется: дети с ограниченными возможностями здоровья посещают все учебные занятия совместно с нормально развивающимися сверстниками. В условиях постоянной полной интеграции процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования
Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интеграция может быть полезна школьникам и с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных(поведенческих и познавательных) нарушений. Смыслом постоянной неполной интеграции школьников является максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значительных возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми. Это попытка добиться максимально возможной для ребенка в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного взаимодействия с Целью дальнейшего расширения уже имеющихся возможностей в области образовательной и социальной интеграции
Учащиеся класса находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, в оставшееся время они объединяются с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья для работы по специальным коррекционным программам. Дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально развивающимися детьми в один класс под названием «гибкий». Правила комплектования гибких классов таковы: гибкие классы мог ут быть организованы только в тех массовых школах, где имеется несколько Параллельных классов, поскольку в состав гибкого класса вводятся 2- 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего речь идет о детях с ЗПР и Не осложненной умственной отсталостью), В случае неполной интеграции в процессе обучения в смешанной группе и гибком классе в равной мере вовлекаются педагоги массового образования и педагоги-дефектологи. В гибком классе часть учебных предметов преподает массовый педагог, а часть дефектолог, он же готовит детей к учебным занятиям в общем потоке.
Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающими ся сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в в массовых школах, в которых открыты специальные классы. Для того, чтобы использовать даже самые минимальные возможности социальной интеграции, каждый специальный класс должны быть«связаны» с классом нормально развивающихся детей такого же возрастаи ли на год моложе. Общение и взаимодействие детей обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений и т.д. Школьники с ограниченными возможностями здоровья объединяют с нормально развивающимися детьми в рамках дополнительного образования. Они вместе посещают кружки и спортивные секции.
она ориентирована на специальные школьные учреждения, Которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия дете й с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление техобъективных ограничений в социальном общении, которые создаю тся в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений, практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Такое объединение имеет большое воспитательное значени е, но связано со значительными организационными трудностями.
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения; применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применять способы поэтапного усвоения нового материала; уделять больше времени чтению художественной литературы; давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора; внедрять принципы демократических толерантных отношений в школе; уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося; использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса; исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных ви дов деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников; оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обуча ются вообще образовательной школе; привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность; опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучен ии
Использование системы дифференцированного образ ования Сильной стороной специализированного обучения все гда считалась концентрация внимания на индивидуальнос ти каждого учащегося. С приходом в общеобразовательн ую школу учащихся с особыми образовательными потребностя ми преподаватели стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекоме ндовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Преподаватели общеобразовательной школы в свою очередь обращаются к системе специального образования в Поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями
желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормаль но развивающимися сверстниками, стремление и готовность семь и систематически помогать ребенку в процессе обучения; - наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития; - наличие возможности систематически оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицирован ную специальную медико-психолого-педагогическую помощь; - психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками; - готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
Административное регулирование процесса интеграции в обще образовательном учреждении; Обоснованный выбор моделей интеграции; Обоснованный выбор форм обучения (фронтальное, индивид уальное, надомное, дистанционное); Наличие учебных планов и образовательных программ (в т.ч. Индивидуальные образовательные программы); Наличие программ коррекционной работы; Работа службы психолого-педагогического сопровождения; Методическая и консультативная помощь педагогам; Повышение квалификации и профессиональная переподготов ка педагогов; Методическое обеспечение образовательных программ; Образовательная коррекционно-развивдающая среда; Консультативная помощь родителям и систематическая работ а с семьей.
1) обучение в обычных классах общеобразоват ельной школы; 2) обучение в специальных коррекционных кл ассах общеобразовательной школы; 3) обучение в коррекционном учреждении и п еревод ученика в обще образовательную школу; 4) полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения